Для современных городов акустическое состояние среды является одним из ключевых показателей качества жизни в городе. Последствия массового воздействия повышенного шума проявляются в нарушениях сна, режима труда, быта и отдыха городского населения. По оценке степени воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека, шум занимает второе место после загрязненного атмосферного воздуха <1>. Уровень шума в результате бурного развития транспортной нагрузки за последние 20 - 25 лет вырос на 5 - 10 дБ, т.е. в 2,5 раза по субъективному ощущению громкости и можно предположить, что последствия воздействия шума на здоровье жителей весьма значительны. Шум от автомобильного транспорта вносит наибольший вклад - до 80% в загрязнение окружающей среды городов.
________________
<1> Эру М.Е., Браубах М., Дрмак Д., Король Н., Пауновик Е., Застенская И. Краткий обзор текущей деятельности европейского регионального Бюро ВОЗ относительно воздействия шума окружающей среды. Гигиена и санитария, 2004, 5, 25 - 28.
Качество окружающей среды населенных пунктов защищается законами РФ <2>. Допустимые уровни шумового воздействия на территории и в помещениях жилой и общественной застройки регламентируются санитарно-гигиеническими нормативами - СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", а также строительными правилами - СП 51.13330 "Защита от шума".
________________
<2> Статья 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об охране атмосферного воздуха", статья 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Транспортная инфраструктура является основным источником сверхнормативного шумового воздействия на территорию и застройку городского округа "Город Южно-Сахалинск". Наибольший негативный эффект имеют:
- автотранспортные потоки, проходящие по улично-дорожной сети города;
- поезда пригородного и дальнего сообщения, проходящие по железной дороге;
- функционирование аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово) и полет воздушных судов.
Для линейных объектов, к которым могут быть отнесены городские улицы и проезды, линии железных дорог, в соответствии с пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливаются санитарные разрывы. Санитарные разрывы определяют расстояние от источников неблагоприятного воздействия до объектов с нормируемыми санитарно-гигиеническими требованиями к допустимым уровням звука, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических норм.
Шумовыми характеристиками потоков автомобильного транспорта согласно ГОСТ 20444-2014 "Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики" являются эквивалентный и максимальный уровни звука. Для потоков автомобильного транспорта эти показатели определяются на расстоянии 7.5 м от оси первой полосы движения транспортных средств на высоте 1.5 м от поверхности земли. В условиях, когда невозможно обеспечить параметры размещения расчетной точки, уровни шума от транспортных потоков определяются на расстоянии 2-х м от фасадов зданий, расположенных вдоль проезжей части городских улиц.
Основными параметрами, влияющими на уровни шума от транспортных потоков, являются интенсивность движения транспортных средств по улицам и проездам, средняя скорость движения транспортных потоков, их состав. Определенное влияние на величину уровней шума на улицах и проездах оказывает тип и состояние покрытия проезжей части, продольные уклоны улиц, характер прилегающей застройки, ширина улиц в границах застройки, наличие выемок и насыпей. При учете названных факторов при проектировании и строительстве, появляется возможность оказывать влияние на уровни звука, создаваемые на улицах и проездах.
На существующий период времени уровни шума от транспортных потоков устанавливаются расчетным путем в соответствии с СП 276. 1325800.2016 "Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков".