Авиационный шум остается доминирующей экологической проблемой для территорий, где расположены аэродромы, поскольку он непосредственно влияет на экологическое качество жизни местного населения. В России земли вокруг аэропортов рассматриваются градостроителями преимущественно как зона отрицательного воздействия на окружающие поселения от крупного объекта транспортной инфраструктуры. Данный фактор пока воспринимается как преграда для качественного развития территорий, где защита прилегающих территорий от негативного воздействия аэропорта (шума, загрязнения атмосферного воздуха, электромагнитного излучения) - одна из первостепенных задач.
Соблюдение регламентов использования территорий в пределах седьмой подзоны приаэродромной территории приводит к тому, что городские земли Южно-Сахалинска подвергаются тотальному запрещению размещения новой жилой застройки и социальных объектов.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о возможности учета интереса градостроителей, авиации и жителей на урбанизированных территориях вблизи аэропортов. Международная организация гражданского транспорта (ИКАО) рекомендует "сбалансированный подход" к решению данной проблемы, что включает в себя 4 главных вопроса: планирование и управление землепользованием, эксплуатационные приемы и ограничения, сокращение шума в источнике, организация малошумных траекторий полетов.
Строгие нормативы шумового воздействия стимулировали разработку малошумных технологий для новых воздушных судов. Наибольшее снижение авиационного шума было достигнуто за счет совершенствования технологий двигателей.
Одним из самых актуальных вопросов остается проблема обеспечения комфортных условий проживания населения в седьмой подзоне приаэродромной территории. В проекте свода правил "Территории приаэродромные. Правила градостроительного проектирования" (ГАУ "Институт Генплана Москвы", 2020) разработана система требований к функционально-планировочным и пространственным решениям застройки с целью обеспечения безопасности авиационной деятельности и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
Осуществлена дифференциация объектов, допустимых к размещению на приаэродромных территориях, по условиям необходимой шумозащиты при эквивалентных показателях шума в дневное и ночное время суток.
Впервые определены показатели уровней звукоизоляции ограждающих конструкций для помещений объектов различного назначения (жилых, учебных, лечебных, административных, культовых, научно-исследовательских, офисных и пр.) при размещении их в седьмой подзоне приаэродромной территории (Таблица 24.4).