ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2023 года N 19


Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года



В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, на основании статьи 46 Устава (Основного Закона) Тульской области Правительство Тульской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (приложение).


2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
Правительства Тульской области
В.А.ФЕДОРИЩЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Тульской области
от 20.01.2023 N 19



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА


I. Введение


Основной целью Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года", в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация".


Задачами для достижения указанной цели являются:


создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;


повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;


формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;


повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;


вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;


минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.


Стратегическое развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов. Стратегией также предусмотрена взаимосвязь мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации соответствующих национальных проектов.


За счет новых подходов к градостроительной политике Стратегией формулируются задачи для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта. Это стало возможным за счет определения в Стратегии приоритетов развития для городских агломераций и опорных населенных пунктов, систематизации пространственных данных, а также упрощения правил стратегического планирования и их синхронизации с порядками и сроками принятия градостроительных решений на местах.


Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.


Новый ритм строительству должны придать 3 направления его трансформации - административная, цифровая и профессиональная. Ключевыми задачами этих направлений являются:


сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;


обеспечение максимальной прозрачности процедур за счет их цифровизации;


исключение избыточных ограничений по использованию земельных участков для строительства, в том числе с учетом реформы регулирования зон с особыми условиями использования территорий;


установление целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;


привлечение необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышение производительности труда.


В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.


В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.


Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:


первый - с 2023 года по 2024 год;


второй - с 2025 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.


В качестве базового периода определен 2021 - 2022 годы.



II. Текущая ситуация в строительстве


Жилищное строительство и ввод жилья:


В 2021 году общий вклад строительной отрасли региона в экономику Тульской области характеризуется следующими показателями:


численность занятых в строительной отрасли - 57212 человек, что составляет 7,54 процентов общего количества занятых;


ввод жилых и нежилых зданий - 1 млн. 282,7 тыс. кв. метров.


В 2022 году объемы жилищного строительства достигли рекордных за последние 60 лет значений - 913,5 тыс. кв. метров, из них многоквартирные дома - 337,7 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 575,8 тыс. кв. метров.


Ввод жилья на одного человека в 2021 году составил 0,6 кв. метра (0,58 кв. метра).


Обеспеченность населения жильем по итогам 2021 года составила 31,0 кв. метр на человека.


Средняя обеспеченность жителей Тульской области жильем на 1 человека по состоянию на 01.01.2022 на 12,0% больше, чем по Российской Федерации (27,69 м2) и на 4,8% больше, чем по Центральному федеральному округу (29,59 м2).


В 2021 году объем работ, выполненных собственными силами организаций области по виду деятельности "Строительство", составил 106 млрд 271,1 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 10 процентов больше, чем в 2020 году.


Количество семей, улучшивших жилищные условия в период с 2019 по 2021 год, достигло 97,8 тыс. семей, в 2022 году порядка 34 тыс. семей.


В 2023 году досрочно завершается 2 этап федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", что позволит расселить 5,1 тыс. человек из 101,5 тыс. кв. м аварийного жилья. В рамках реализации этого этапа уже построено 20 многоквартирных домов, расселено 3875 человек из 72 тыс. кв. м аварийного жилья.


С 2019 года реализуется механизм предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, переселяемых из жилых помещений в многоквартирных домах, по критериям не вошедшие во второй этап федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Объем финансирования составил порядка 1,2 млрд рублей, начиная с 2018 года расселили более 1,3 тыс. человек из 29,2 тыс. кв. м.


В соответствии с действующими разрешениями на строительство площадь жилых помещений в строящихся многоквартирных домах составляет 1,48 млн кв. м.


На текущий момент в активной стройке находится 126 многоквартирных домов общей площадью 946,7 тыс. кв. м, а градостроительный потенциал многоквартирных домов составляет 6,7 млн кв. м.


В регионе осуществляют строительную деятельность порядка 56 застройщиков.


В настоящее время в регионе возводятся такие крупные жилищные комплексы как ЖК "Новая Тула" (770 тыс. кв. м), ЖК "Молодежный" (100,1 тыс. кв. м), ЖК "Балтийский" (56,6 тыс. кв. м), ЖК "Новая Голландия" (199,0 тыс. кв. м), ЖК "1-й Юго-Восточный" (79,4 тыс. кв. м), ЖК "Фамилия" (51,2 тыс. кв. м), ЖК "Красные ворота" (550,0 тыс. кв. м), ЖК "SPORT LIFE" (46,7 тыс. кв. м), ЖК "Дома цвета кофе" (40,4 тыс. кв. м), ЖК "Самовароff" (32,2 тыс. кв. м).


С 2015 года на территории Тульской области решается проблема граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков.


За период 2015 - 2022 годов на территории области решена проблема 4137 граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков, которые получили выплаты:


в 2017 - 2018 - ООО "Стройсервиспроект" - 38 человек;


в начале 2018 года "СУ-155" - порядка 1700 дольщиков;


за период 2017 - 2019 год ЖК "Александровский парк", застройщик "Инвестиционно-строительная компания" - 541 дольщик;


2019 - 2020 год - ООО "МГ-Финанс" - ЖК "Северная Мыза" - 373 участника долевого строительства;


2020 - 2022 годы - ООО "СК Фаворит" - ЖК "Времена года" и "1-й Юго-Восточный микрорайон" - 1163 дольщика;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»