Государственная программа "Развитие транспортной системы Астраханской области" (далее - государственная программа) разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Астраханской области на период до 2030 года и в целях создания условий для сохранения социальной стабильности, развития экономики путем удовлетворения спроса и обеспечения доступности пассажирских перевозок всеми видами транспорта, в том числе безопасности дорожного движения.
В Астраханской области предприятиями всех видов транспорта в 2022 году перевезено 13066,8 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 107,1 процента). Грузооборот составил 21457,1 млн тонно-километров (рост к 2021 году - 104,7 процента). Предприятиями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), осуществляющими коммерческие грузовые перевозки, перевезено 2817,1 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 113,8 процента). Всеми видами транспорта за 2022 год перевезено 37767,4 тыс. человек, пассажирооборот составил 1535,9 млн пассажиро-километров.
Статистические данные указывают на важное значение развития транспортной системы в экономическом росте Астраханской области.
Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни граждан, проживающих на территории Астраханской области, и качества социальной среды требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения и, в частности, мобильности трудовых ресурсов.
По итогам Дней Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.06.2021 N 272-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области" предусмотрены рекомендации, в том числе по развитию общественного транспорта в Астраханской области.
Во исполнение данной рекомендации Правительством Астраханской области проводятся мероприятия по реформированию пассажирского транспорта общего пользования (далее - транспортная реформа) с учетом целей и задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.
В основу транспортной реформы заложены документы транспортного планирования Астраханской области и Астраханской городской агломерации, разработанные федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" по итогам выполнения научно-исследовательской работы. В документы транспортного планирования входит Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Астраханской области, включая Астраханскую городскую агломерацию, и Комплексная схема организации дорожного движения Астраханской агломерации.
В целях проведения в регионе транспортной реформы принят Закон Астраханской области от 04.07.2022 N 43/2022-ОЗ "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и органами государственной власти Астраханской области", который вступил в силу с 1 января 2023 года.
За прошедший период 2021 - 2023 годов:
- создана нормативно-правовая база для эффективной реализации транспортной реформы;
- создано государственное казенное учреждение Астраханской области "Организатор перевозок Астраханской области", которое заключило долгосрочные государственные контракты (брутто-контракты) с перевозчиком на обслуживание 26 маршрутов;
- внедрена единая система управления общественным транспортом на территории Астраханской области;
- организованы магистральные маршруты, на которых работают автобусы большой вместимости с режимом работы с 06:00 до 24:00 с предоставлением пассажирам возможности безналичной оплаты проезда, кондиционированием воздуха, объявлением остановок, а также возможностью отслеживать движение автобусов в онлайн-режиме;
- регион принял участие в федеральных проектах по обновлению парка автобусов (в 2022 году в рамках федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги" приобретено 94 единицы автобусов большого класса; в 2023 году в рамках реализации инвестиционного проекта "Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг" Министерством транспорта Российской Федерации одобрена заявка региона на приобретение автобусов среднего класса в количестве 225 единиц).