1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, являющихся приложением N 8.4 к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Ставропольского края в 2023 году.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Дубровина С.В.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2023 ГОДУ
В 2023 году Ставропольский край будет включен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в число субъектов Российской Федерации, в которых будет реализовываться модель по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно - модель, система долговременного ухода). Мероприятия по созданию системы долговременного ухода в Ставропольском крае являются частью регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ставропольский край)" национального проекта "Демография".
В мероприятиях по созданию системы долговременного ухода участвуют:
министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - минсоцзащиты края);
министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - минздрав края);
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы", подведомственное минсоцзащиты края (далее - Центр повышения квалификации);
государственные организации социального обслуживания населения Ставропольского края, подведомственные минсоцзащиты края (далее - организации социального обслуживания);
медицинские организации государственной системы здравоохранения Ставропольского края (далее - медицинские организации).
Цель создания системы долговременного ухода - обеспечение гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим за ними такой уход (далее - граждане, осуществляющие уход).
Задачами создания системы долговременного ухода являются:
совершенствование механизмов выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе, на основании определения их индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - социальный пакет долговременного ухода);
совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
создание инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
Ставропольский край участвует в апробации модели с 2019 года.
С 2019 по 2022 год модель была апробирована на территории 25 муниципальных и городских округов Ставропольского края. В реализации модели приняли участие 38 организаций социального обслуживания и 41 медицинская организация.
Координацию работы участников реализации модели осуществляет координационный совет по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими на территории Ставропольского края, состав которого утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2019 г. N 270-п, под руководством заместителя председателя Правительства Ставропольского края.
Для оказания методической помощи организациям социального обслуживания, отработки новых технологий и механизмов социального обслуживания государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Предгорный комплексный центр социального обслуживания населения" определено в качестве базового учреждения.
Социальные услуги в рамках системы долговременного ухода начиная с 2019 года были предоставлены более 12,0 тыс. гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе, с учетом индивидуальной потребности этих граждан в постороннем уходе, структуры и степени ограничений их жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов.
В 2022 году в государственных бюджетных организациях социального обслуживания - центрах социального обслуживания населения Ставропольского края (далее - центры социального обслуживания) апробирована модель в форме социального обслуживания на дому. В течение 2022 года социальные услуги по уходу, входящие в социальный пакет долговременного ухода, на бесплатной основе получили около 0,8 тыс. человек.
Новый подход в работе организаций социального обслуживания потребовал переформатирования всей существующей системы социального обслуживания и в первую очередь посредством дополнительного введения в данных организациях ставок специалистов. За период реализации модели в организациях социального обслуживания дополнительно было введено более 400 ставок различных специалистов.
Вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов организаций социального обслуживания было уделено особое внимание.
Обучение специалистов в рамках реализации модели осуществлялось в Центре повышения квалификации.
Всего обучение по программам повышения квалификации и профессионального обучения за счет средств бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) и федерального бюджета прошли 1,8 тыс. специалистов организаций социального обслуживания.
В целях поддержки родственного ухода в организациях социального обслуживания были открыты и функционировали:
22 группы дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе (далее - группы дневного пребывания), которые с 2019 года обслужили более 1,2 тыс. человек;
пункты проката технических средств реабилитации (далее - пункты проката), через которые техническими средствами реабилитации и ухода были обеспечены во временное пользование более 6,0 тыс. человек;
школы обучения навыкам общего ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее - школы ухода), обучение в которых прошли около 2,5 тыс. человек.
Обеспечению качественного ухода способствовало материально-техническое оснащение организаций социального обслуживания. С начала реализации модели закуплено 2,2 тыс. единиц современного реабилитационного оборудования для государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края (далее - стационарные учреждения), 0,9 тыс. единиц оборудования для групп дневного пребывания, 4,5 тыс. единиц технических средств реабилитации и ухода для пунктов проката и школ ухода.
В то же время в Ставропольском крае сохраняется ряд нерешенных социально значимых проблем, таких как:
недостаточный уровень организации выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, а также несовершенство механизма определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании, в том числе в уходе;
низкое обеспечение финансовой доступности социальных услуг по уходу на дому;
низкая эффективность межведомственного взаимодействия для оказания качественного социального обслуживания и медицинской помощи, включая совершенствование программного продукта, созданного в целях информационного сопровождения долговременного ухода;
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадрового потенциала для обеспечения ухода в объеме до 28 часов в неделю;
несовершенство механизмов осуществления контроля качества предоставления социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода;
недостаточная организация и поддержка граждан, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в том числе их родственников;
недостаточная поддержка добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
Социальная значимость вышеуказанных проблем обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий настоящего Плана.
В качестве контрольных показателей успешной реализации настоящего Плана выбраны расчетные значения, представленные в таблице.
ЗНАЧЕНИЯ
контрольных показателей успешной реализации настоящего Плана
N п/п | Наименование контрольного показателя | Единица измерения | Значения контрольных показателей |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе | процентов | 20,0 |
2. | Количество ставок помощников по уходу, дополнительно введенных в рамках создания системы долговременного ухода за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета | ставок | 324 |
3. | Количество помощников по уходу организаций социального обслуживания, обученных в рамках создания системы долговременного ухода | человек | 200 |
4. | Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, получающих социальные услуги, входящие социальный пакет долговременного ухода | человек | 800 |
5. | Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, получивших социальные услуги в группе дневного пребывания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе | процентов | 2,0 |
6. | Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, получивших помощь добровольцев (волонтеров), в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе | процентов | 15,0 |
7. | Количество граждан, осуществляющих уход, обученных в школе ухода | человек | 1500 |
8. | Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, обеспеченных техническими средствами реабилитации и ухода, предоставляемыми центрами социального обслуживания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе | процентов | 10,0 |
9. | Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, удовлетворенных качеством и доступностью социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе | процентов | 85,0 |