ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2022 года N 289


О внесении изменений в постановление администрации области от 24.09.2013 N 1057 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"



Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в постановление администрации области от 24.09.2013 N 1057 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" (в редакции от 29.07.2022) (далее - постановление) следующие изменения:


преамбулу постановления изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";


государственную программу Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
к постановлению
Правительства Тамбовской области
от 27.12.2022 N 289



Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 24.09.2013 N 1057



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Паспорт государственной программы

Куратор государственной программы

Леонгард Оксана Анатольевна - и.о. заместителя Главы Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство экономической и инвестиционной политики Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство финансов Тамбовской области;

департамент административно-хозяйственной работы и контрактной службы аппарата Правительства Тамбовской области;

управление организации проектной деятельности Правительства Тамбовской области;

департамент государственных, муниципальных услуг и документооборота аппарата Правительства Тамбовской области;

департамент государственной службы и кадровой политики и ведомственного контроля аппарата Правительства Тамбовской области;

департамент внутренней политики Правительства Тамбовской области;

министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области

Направления (подпрограммы) государственной программы

"Улучшение инвестиционного климата";

"Развитие внешнеэкономической деятельности";

"Производительность труда";

"Стимулирование инноваций";

"Развитие малого и среднего предпринимательства";

"Совершенствование системы стратегического и программно-целевого планирования";

"Совершенствование государственного и муниципального управления";

"Развитие государственной гражданской и муниципальной службы области, подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства, реализация наградной политики области"

Структурные элементы государственной программы

Региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" <*>;

региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" <*>;

региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда" <*>;

региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" <*>;

региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" <*>;

региональный) проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" <*>;

Региональный проект "Осуществление деятельности на территории опережающего социально-экономического развития г. Котовск";

региональный проект "Развитие технопарка в сфере информационных технологий";

региональный проект "Сохранение и развитие инфраструктуры наукограда Российской Федерации";

региональный проект "Участие в обеспечении дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности";

региональный проект "Реализация мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации";

комплекс процессных мероприятий "Создание институциональных условий для улучшения инвестиционного климата";

комплекс процессных мероприятий "Развитие международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей";

комплекс процессных мероприятий "Формирование условий для активизации инновационной деятельности и переподготовки кадров";

комплекс процессных мероприятий "Совершенствование государственного и муниципального управления";

комплекс процессных мероприятий "Развитие государственной гражданской службы области и системы кадровых резервов области";

комплекс процессных мероприятий "Профессиональное развитие государственных гражданских служащих области";

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение полномочий главы администрации области по вопросам награждения";

комплекс процессных мероприятий "Научно-аналитическое, информационно-технологическое и организационное обеспечение развития проектного управления и программно-целевого планирования";

комплекс процессных мероприятий "Научно-аналитическое, информационно-технологическое и организационное обеспечение прогнозирования и реализации региональной государственной социально-экономической политики"

Цели государственной программы

Создание благоприятного инвестиционного и делового климата.

Стимулирование технологического развития экономики.

Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Повышение эффективности государственного и муниципального управления

Задачи государственной программы

Повышение инвестиционной привлекательности области и создание условий для привлечения инвестиций в экономику области;

формирование экономики знаний и высоких технологий, переход на инновационный социально ориентированный путь развития региона;

рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей;

обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики области;

развитие международных деловых контактов, расширение географии внешнеторговой деятельности;

увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике области, развитие института самозанятых;

совершенствование системы проектной деятельности и программно-целевого планирования в Тамбовской области;

повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы области, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики;

подготовка управленческих кадров для инновационной экономики

Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте - 34,4%;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году - 170%;

доля предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях - участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте - 50%;

объем несырьевого неэнергетического экспорта области - 670,1 млн. долл. США;

удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность (технологические, маркетинговые или организационные инновации), в общем числе обследованных организаций - 15%;

численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых - 130,503 тыс. человек;

уровень удовлетворенности населения Тамбовской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - 90%;

доля расходов бюджета Тамбовской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Тамбовской области - 97%

Сроки и этапы реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в два этапа:

I этап - 2014 - 2022 гг.;

II этап - 2023 - 2030 гг.

Объемы и источники финансирования государственной программы

Объем бюджетных ассигнований программы - 2883887,35 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 855762,19 тыс. рублей;

2024 год - 770375,16 тыс. рублей;

2025 год - 460875 тыс. рублей;

2026 год - 159375 тыс. рублей;

2027 год - 159375 тыс. рублей;

2028 год - 159375 тыс. рублей;

2029 год - 159375 тыс. рублей;

2030 год - 159375 тыс. рублей;

в том числе:

федеральный бюджет - 265022,8 тыс. рублей:

2023 год - 163595,4 тыс. рублей

2024 год - 101427,4 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

2028 год - 0 тыс. рублей;

2029 год - 0 тыс. рублей;

2030 год - 0 тыс. рублей;

бюджет области - 1297021,93 тыс. рублей:

2023 год - 173015,48 тыс. рублей;

2024 год - 169796,45 тыс. рублей;

2025 год - 159035 тыс. рублей;

2026 год - 159035 тыс. рублей;

2027 год - 159035 тыс. рублей;

2028 год - 159035 тыс. рублей;

2029 год - 159035 тыс. рублей;

2030 год - 159035 тыс. рублей;

местные бюджеты - 403,02 тыс. рублей:

2023 год - 81,51 тыс. рублей;

2024 год - 81,51 тыс. рублей;

2025 год - 40 тыс. рублей;

2026 год - 40 тыс. рублей;

2027 год - 40 тыс. рублей;

2028 год - 40 тыс. рублей;

2029 год - 40 тыс. рублей;

2030 год - 40 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 1321439,6 тыс. рублей:

2023 год - 519069,8 тыс. рублей;

2024 год - 499069,8 тыс. рублей

2025 год - 301800 тыс. рублей;

2026 год - 300 тыс. рублей;

2027 год - 300 тыс. рублей;

2028 год - 300 тыс. рублей;

2029 год - 300 тыс. рублей;

2030 год - 300 тыс. рублей


________________


* Региональные проекты обеспечивают достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов "Развитие малого и среднего предпринимательства", "Производительность труда", "Международная кооперация и экспорт".



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы


Социально-экономическое развитие области является результатом реализации государственной политики в сфере экономики в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года" и характеризуется следующими результатами.


Продолжилась работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона.


В 2021 году Тамбовской областью получены высокие оценки федеральных экспертов в инвестиционной сфере. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2021 году Тамбовская область значительно укрепила свои позиции и вошла в десятку лидеров рейтинга, переместившись с 21 на 10 место. В 2022 году Тамбовская область сохранила свои позиции.


По результатам исследования уровня инвестиционных рисков российских регионов, проведенным рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), в 2020 году Тамбовская область входит в десятку лидеров с наименьшими значениями. Как отмечают эксперты, вложения на территории области наиболее безопасны и практически безрисковые, что является положительным сигналом для потенциальных инвесторов.


По итогам рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год Тамбовская область заняла 50 место. За 2021 год Тамбовская область значительно укрепила свои позиции, переместившись на 33 место.


Рейтинговым агентством "Эксперт РА" проведена оценка экологической, социальной и управленческой политики Тамбовской области - региону впервые присвоен ESG-рейтинг (ESG - Экология, Социальная ответственность, Управление) на уровне BBB[esg]. Данное значение с положительной стороны характеризует управление рисками и возможностями, связанными с ESG. Наивысшая оценка среди ключевых составляющих присвоена рейтингу государственного управления в регионе (AA). Оценка регионального управления была положительно подтверждена высоким уровнем инвестиционной привлекательности, высокой степенью прозрачности и наличием антикоррупционных процедур. Положительную роль сыграло наличие в регионе территории опережающего социально-экономического развития и двух индустриальных парков.


Экология и Социальная ответственность также имеют позитивную оценку на уровне не ниже BB. Отмечено, что экологическая политика Тамбовской области основана на долгосрочной экологической программе, которая охватывает все ключевые экологические риски региона. При оценке социальных рисков было учтено наличие в регионе широкого спектра социальных программ, хороших показателей здравоохранения и социальной защиты.


В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в области осуществляется разработка и внедрение элементов Регионального инвестиционного стандарта в Тамбовской области в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")".


Региональный инвестиционный стандарт состоит из следующих элементов:


формирование и ведение реестра инвестиционных, проектов, реализуемых на территории субъекта;


принятие инвестиционной декларации;


разработка и утверждение свода инвестиционных правил;


формирование инвестиционной карты;


создание механизма коммуникации между инвесторами и органами государственной власти;


создание операционного центра сопровождения инвестиционных проектов.


Министерством экономического развития Российской Федерации утверждены сроки внедрения элементов "Регионального инвестиционного стандарта" в 2022 году. Внедрение последнего элемента планируется 29 августа 2022 года.


По итогам 2021 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году, определенный Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", составил 103,1%, что ниже планового значения на 0,3%.


Для визуализации инвестиционной инфраструктуры, наглядного отображения принадлежности инвестиционных объектов и площадок к муниципальным образованиям области разработана интерактивная инвестиционная карта Тамбовской области.


В Тамбовской области ежегодно актуализируется План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующий Инвестиционной стратегии региона.


На территории области активно развиваются:


г. Мичуринск - наукоград Российской Федерации;


индустриальные парки: "Котовск", "Уварово";


территория опережающего социально-экономического развития "Котовск" (далее - ТОСЭР).


В 2021 году резидентами ТОСЭР "Котовск" создано 24 новых рабочих места, из которых 4 рабочих места являются высокопроизводительными.


Результативность исполнения мероприятий, способствующих развитию научно-производственного комплекса г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукограда Российской Федерации, определяется показателем "Доля общего объема товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) научно-производственным комплексом наукограда РФ, в общем объеме товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями в наукограде РФ, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда РФ". По состоянию на 01.01.2022 данный показатель выполнен в полном объеме и составил 62%.


Заключен ряд соглашений о ведении хозяйственной деятельности с предприятиями - потенциальными резидентами в индустриальных парках "Котовск" и "Уварово". Индустриальные парки включены в федеральный реестр индустриальных парков Минпромторга России. В индустриальных парках завершено проектирование инфраструктуры.


С 2018 года в регионе действует технопарк в сфере информационных технологий "Миэлта" (далее - технопарк) в целях обеспечения ускоренного развития в области высокотехнологичных отраслей экономики. Он является одним из центров, объединяющих науку, образование и бизнес. За весь период реализации технопарком создано 30 рабочих мест. Технопарк активно развивается и планирует расширять направления своей деятельности. Основная цель деятельности технопарка - создание благоприятной среды для развития инновационного предпринимательства.


В декабре 2021 года при содействии управления регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности области технопарк в сфере информационных технологий "Миэлта" и технопарк "Державинский" успешно провели защиту совместного проекта создания регионального представительства Фонда "Сколково" в регионе.


Целью представительства является повышение эффективности инновационного предпринимательства в рамках ключевых векторов функционирования Фонда "Сколково", совпадающих с приоритетами технопарка в сфере информационных технологий "Миэлта" и Державинского университета. Среди них - технологии систем автоматизации и интернета вещей, радиотехника, биотехнологии, биомедицинские технологии и здоровье сбережение, новые материалы.


Продолжена работа по расширению географии внешнеторговой деятельности региона, а также развитию международных связей Тамбовской области. По данным таможенной статистики в 2021 году предприятия и организации, зарегистрированные в Тамбовской области, осуществляли торговлю со 103 странами мира. Их количество в сравнении с 2020 годом увеличилось на 7,3% (на 7 стран). Внешнеторговый оборот Тамбовской области за 2021 год составил 662,2 млн. долларов США и по сравнению с 2020 годом увеличился на 7,8%. При этом экспорт товаров увеличился на 6,6%, достигнув 426,3 млн. долларов США. По итогам истекшего периода сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило около 190,5 млн. долларов США. Экспорт товаров из Тамбовской области по стоимости превышает объемы импорта в 1,8 раза.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»