В целях приведения нормативного правового акта Правительства Ростовской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года" изменения согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Скрябина А.Ю.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство экономического
развития Ростовской области
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.12.2018 N 864 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"
1. В пункте 2 слова "органам исполнительной власти" заменить словами "исполнительным органам".
2. Пункт 4 изложить в редакции:
"4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Скрябина А.Ю.".
3. Приложение изложить в редакции:
"Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 26.12.2018 N 864
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Введение
Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (далее также - Стратегия Ростовской области) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Областным законом Ростовской области от 20.10.2015 N 416-ЗС "О стратегическом планировании в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 16.12.2015 N 170 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Ростовской области, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области" и является ключевым документом стратегического планирования на региональном уровне, который опирается на документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне, включая Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. Основные положения Стратегии Ростовской области основываются на документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации").
Будучи основным элементом системы регионального целеполагания, Стратегия Ростовской области опирается на документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на региональном уровне, такие как Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года, Прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2023 - 2025 годы, Бюджетный прогноз Ростовской области на период 2023 - 2036 годов.
При разработке Стратегии Ростовской области также учитывались документы стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые и межотраслевые, и документы стратегического планирования на региональном уровне, указанные в приложении N 1 к настоящей Стратегии Ростовской области.
Особое внимание уделено гармонизации основных положений Стратегии Ростовской области с новейшей федеральной стратегической повесткой межотраслевого характера. В частности, в документ Стратегии Ростовской области в рамках региональных полномочий интегрирован перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р. Новое содержание получили стратегические направления развития агропромышленного комплекса, промышленности, строительства, инвестиций, инноваций и производительности труда, малого бизнеса, экспорта, систем здравоохранения и образования, транспорта, информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры, экологической системы.
Кроме того, система целеполагания и механизм реализации Стратегии Ростовской области синхронизированы с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, а также с Народной программой партии "Единая Россия" "За благополучие и достойную жизнь людей. За сильную и успешную Россию". Предложения из данных документов характеризуются масштабным охватом социально-экономической системы и пространственного развития России и ее регионов, в связи с чем целевые установки и предложения, содержащиеся в данных документах, соотнесены со всеми разделами новой версии Стратегии Ростовской области.
Основные приоритетные направления социально-экономического развития, определенные Стратегией Ростовской области, должны быть раскрыты и конкретизированы в следующих документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования:
план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области;
государственные программы Ростовской области;
схема территориального планирования Ростовской области.
Учитывая требования Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ, основные положения Стратегии Ростовской области рекомендовано использовать при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ростовской области.
Концептуальной основой Стратегии Ростовской области является идея устойчивого развития - согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие, с учетом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Ростовской области.
Стратегия Ростовской области разработана в соответствии с методологической схемой "Вызов - Ответ", которая задает логику развития региона в долгосрочной перспективе и определяется преодолением трансформационных процессов, происходящих во внешней среде, - в мире и России.
Внешняя среда влияет на состояние и развитие региона и ставит перед ним вызовы. В зависимости от слабых или сильных сторон региона вызов несет, соответственно, угрозы или возможности.
Ответ - это набор идей, концепций, инструментов, технологий, новых систем ценностей, которые создают условия для преодоления вызова как за счет решения внутренних проблем, так и за счет реализации возможностей внешней среды.
Комплексный ответ на вызовы формируется в соответствии с системой целеполагания, которая на верхнем уровне формирует миссию региона.
Миссия региона конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии Ростовской области выделяются два типа целей:
динамические цели - исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики - хозяйствующие субъекты; для социальной политики - население; для пространственной политики - природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;
структурные цели - исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегирования: преобразование ее структуры, устранение диспропорций.
Вариативность степени достижения целей определяется реализацией различных сценариев и выражается в соответствующих ожидаемых результатах.
Механизм реализации Стратегии Ростовской области основан на решении приоритетных задач и реализации стратегических проектных инициатив по перечню перспективных экономических специализаций (приложение N 2), а также ключевых отраслей социальной сферы Ростовской области.
Приоритетная задача определяется как деятельность, направленная на преодоление ключевых внутренних проблем, которые препятствуют достижению динамической цели или оказывают негативное влияние на нее.
Стратегическая проектная инициатива (далее также - СПИН) предполагает реализацию потенциала внутренних сильных сторон в рамках ключевых внешних трендов. СПИНы в Стратегии Ростовской области сформулированы как идеи регионального масштаба, консолидирующие региональные ресурсы и объединяющие основных стейкхолдеров (общество, власть, бизнес) на достижение структурной цели. Реализация СПИНов дает трансформационный и мультипликативный эффект для развития социально-экономической системы региона.
В качестве стратегической основы сбалансированного пространственного развития Ростовской области использована концепция поляризованного роста, которая предполагает целенаправленное наращивание социально-экономического потенциала центров опережающего развития или полюсов роста. Формирование таких полюсов роста позволит создать более устойчивую систему расселения за счет равномерного распределения центров экономической активности и доступа к социальной инфраструктуре по всей территории Ростовской области.
2. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Ростовской области
2.1. Историко-географические сведения
История заселения и хозяйствования в Придонье резко отличается от истории других районов России. Это вызвано географическими и историческими особенностями: периферийным положением на юге европейской части страны; жарким, засушливым климатом в летний период; избытком тепла и дефицитом влаги, что обусловило наличие степного ландшафта, который не был традиционным для славян - жителей умеренных широт с мягким климатом, благоприятным для произрастания лесов.
Историки г. Ростова-на-Дону отмечают, что на территории донской столицы еще в IV - II веках до н. э. была основана древнегреческая фактория. Об этом говорят раскопки, материалы которых хранятся в Новочеркасском музее истории Донского казачества и Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Эпоха Великого переселения народов привела на Дон многочисленные племена болгар, аланов, хазар. Исследователи обнаружили созданную этими народами уникальную салтово-маяцкую археологическую культуру и следы мощного государства - Хазарского каганата, которое пало в X веке под натиском дружин древнерусского князя Святослава. С этого периода на некоторое время возникают славянские поселения на Нижнем Дону. На месте хазарской крепости Саркел возник древнерусский город Белая Вежа. Однако волны новых степных кочевников вынудили восточных славян временно покинуть эти земли. После этого территория Нижнего Подонья на много веков превращается в Дикое поле, где хозяйничали кочевые племена печенегов и половцев, совершавшие опустошительные набеги на территорию Древней Руси.
Ко времени существования монгольского государства - Золотой Орды относится становление на Нижнем Дону крупного города Азак (1067 год), располагавшегося на месте современного районного центра Ростовской области - города Азова, который считается одним из древних городов России. В средние века через город проходили два крупных торговых пути: из стран Западной Европы в Индию и Китай и из Москвы в Константинополь. В конце XIV века город подвергся разгрому войсками Тамерлана. В первой половине XV века в Азаке появляются европейские купцы - венецианцы, генуэзцы и пизанцы, которые построили здесь ряд крепостей. В 1471 году город был захвачен войсками Османской империи и почти на три века с небольшими перерывами стал турецкой крепостью.
По сведениям современных историков, к XV веку на степные просторы Дона начинается массовое переселение крестьян северных территорий Руси, а также жителей западнорусских земель, татар, литовцев, поляков и многих других национальностей, которые, смешиваясь с этой разномастной этнической группой, за короткое время образовали уникальное военизированное образование. Их назвали "казаками", что в переводе с тюркского означало "удальцы", "вольные люди". Так на просторах донских степей сложилось Всевеликое войско Донское, старейшее из казачьих войск России, со своим особенным укладом жизни, казачьей демократией, культурой и традициями.
Казачество было активным земледельческим и военным сословием, которое отличалось мощным патриотизмом, готовностью в любую минуту встать на защиту интересов государства Российского. С его историей связаны события и имена людей, которые "золотыми буквами" вписаны в летопись России. Отсюда вышли и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и борцы за народную правду и свободу Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев, и выдающийся полководец, атаман Матвей Платов, и многие другие талантливые военачальники, ученые, писатели, государственные деятели.
Яркой страницей в истории донского казачества является знаменитое Азовское сидение 1637 - 1642 годов, когда 5500 казаков геройски защищали Азов в противостоянии с 140-тысячной турецкой армией. Спустя полвека русские войска и молодой русский флот под командованием Петра I вернули Дону и России Азов, открыв стране выход в Черное море. Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой в многочисленных русско-турецких войнах, войне с Наполеоном, в Первой и Второй мировых войнах.
Долгое время казаки не признавали над собой никакой власти, ведя себя независимо по отношению к московским царям. Однако рассматривая их как защитников южных рубежей Российского государства, московское правительство уже в XVI веке стремилось превратить казачество в служилое сословие, которое несло бы верную службу царю. Потому казакам стали выдавать жалованье, состоявшее из денег, хлеба, вина, пороха, сукна, серы.