МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2022 года N 1094


Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы

(с изменениями на 1 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 21.06.2023 N 706, от 12.12.2023 N 1308, от 01.03.2024 N 183)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ярославской области от 02.07.2021 N 51-з "Об отдельных вопросах реализации молодежной политики в Ярославской области", Уставом города Ярославля, постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить муниципальную программу "Реализация молодежной политики в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы (приложение).


2. Финансирование муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по социальной политике.


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Мэр
города Ярославля
А.В.МОЛЧАНОВ



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 14.12.2022 N 1094



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 21.06.2023 N 706, от 12.12.2023 N 1308, от 01.03.2024 N 183)




Паспорт муниципальной программы

N

п/п

Позиция Паспорта муниципальной программы

Содержание

1

Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы

Задача 4 "Создание условий, стимулирующих молодежь к проживанию и трудоустройству в городе" направления 2.3.1 "Развитие человеческого капитала" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов

2

Куратор муниципальной программы

Заместитель мэра города Ярославля по социальной политике

3

Ответственный исполнитель муниципальной программы

УМП

4

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2023 - 2028 годы

5

Цель муниципальной программы

Совершенствование социально-экономических и организационных условий для раскрытия и развития потенциала молодежи, повышение социальной и экономической активности молодого поколения для дальнейшего развития города

6

Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей

ВЦП "Молодежная политика" на 2023 - 2028 годы,

ответственный исполнитель - УМП.

ВЦП "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на территории города Ярославля" на 2023 - 2028 годы,

ответственный исполнитель - УМП.

ВЦП "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы,

ответственный исполнитель - УМП

7

Финансовое обеспечение муниципальной программы

Всего по муниципальной программе - 837770,3 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 133125,4 тыс. рублей;

2024 год - 149219,3 тыс. рублей;

2025 год - 126050,1 тыс. рублей;

2026 год - 128373,1 тыс. рублей;

2027 год - 150501,2 тыс. рублей;

2028 год - 150501,2 тыс. рублей

(п. 7 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 01.03.2024 N 183)

8

Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам

Всего по ВЦП "Молодежная политика" на 2023 - 2028 годы - 381099,1 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 64267,1 тыс. рублей;

2024 год - 86063,1 тыс. рублей;

2025 год - 69721,1 тыс. рублей;

2026 год - 69951,4 тыс. рублей;

2027 год - 45548,2 тыс. рублей;

2028 год - 45548,2 тыс. рублей.

Всего по ВЦП "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на территории города Ярославля" на 2023 - 2028 годы - 1854,1 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 652,3 тыс. рублей;

2024 год - 144,5 тыс. рублей;

2025 год - 157,3 тыс. рублей;

2026 год - 300,0 тыс. рублей;

2027 год - 300,0 тыс. рублей;

2028 год - 300,0 тыс. рублей.

Всего по ВЦП "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы - 454817,1 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 68206,0 тыс. рублей;

2024 год - 63011,7 тыс. рублей;

2025 год - 56171,7 тыс. рублей;

2026 год - 58121,7 тыс. рублей;

2027 год - 104653,0 тыс. рублей;

2028 год - 104653,0 тыс. рублей

(п. 8 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 01.03.2024 N 183)

9

Конечные результаты муниципальной программы

Доля населения в возрасте от 14 до 35 лет в общем населении города составит 27,08%.

Количество объектов муниципальной инфраструктуры молодежной политики увеличится до 17 единиц



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Молодежь - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.


Реализация молодежной политики на уровне города Ярославля осуществляется управлением по молодежной политике мэрии города Ярославля и тремя муниципальными учреждениями социального обслуживания подростков и молодежи с сетью филиалов и молодежных пространств. По состоянию на начало 2022 года на территории города действовало 9 муниципальных объектов молодежной политики (включая молодежные пространства). Вместе с тем молодежь все чаще отмечает недостаточность развития инфраструктуры молодежной политики, нехватку современных молодежных пространств.


Объекты молодежной политики расположены на территории города неравномерно. Отсутствуют объекты в Красноперекопском и Фрунзенском районах, остается дополнительная потребность в молодежном центре в Заволжском районе (в микрорайоне Резинотехника). Вместе с тем в городе представлены региональные учреждения отрасли молодежной политики - государственные автономные учреждения "Дворец молодежи" и "Центр патриотического воспитания", что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для реализации молодежной политики на территории города.


Общая штатная численность отрасли - чуть более 100 человек, то есть на каждого специалиста отрасли приходится более 1600 молодых ярославцев, что в среднем в 2 - 3 раза выше, чем в других муниципальных образованиях Ярославской области.


На молодежный возраст приходятся основные события в жизненном цикле человека, включая получение общего и профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак и рождение детей. За относительно короткий период молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса: от подростка и сопряженных с этим ограничений в трудовом, гражданском, политическом и семейном праве до становления полноправным гражданином Российской Федерации с достижением совершеннолетия.


Молодежь является стратегическим ресурсом развития современного общества. Поэтому требуется усиление внимания к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов работы с молодым поколением.


Современной молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.


Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития города Ярославля невозможно без активного участия молодежи. Это объясняется прежде всего тем, что молодежь выполняет особые социальные и экономические функции:


1) обеспечивает преемственность развития общества;


2) является трудовым потенциалом в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;


3) является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы государства.


Ключевой особенностью демографической ситуации России за последние 10 лет стало снижение количества молодежи. В городе Ярославле ее количество снизилось практически на 11% (со 182,3 тыс. человек в 2016 году до 162,4 тыс. человек в 2021 году), снизилась и доля молодежи в общей численности жителей города Ярославля - с 30,1% до 27,0%.


Большое влияние на количественное и структурное состояние молодежи города оказывают мощные миграционные процессы. Развитая транспортная схема Центрального федерального округа, близость к федеральному центру в последние годы приводят к большому оттоку молодежи в столицу и столичный регион. В свою очередь, сосредоточение в городе Ярославле большого числа разнопрофильных вузов и крупных работодателей создает привлекательность для выпускников школ соседних регионов: Ивановской, Костромской, Тверской, Архангельской областей и муниципальных районов Ярославской области. Вместе с тем миграционные процессы усложняют сохранение местного культурного кода среди молодежи, в то же время обеспечивают быстрые коммуникационные и интеграционные связи внутри молодежи.


В городе сохраняется высокая потребность молодых семей в приобретении собственного жилья. Основной проблемой, по мнению 85% молодых семей, являются высокие цены на жилье, поэтому важно создавать механизмы социальной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.


С учетом вышеизложенного приоритеты мэрии города Ярославля должны быть направлены на создание условий для того, чтобы молодежи города было интересно оставаться в городе. Данные меры поддержки должны быть направлены не только на решение социальных проблем, но и на создание условий для творческого, интеллектуального, профессионального развития, развитие системы социальных лифтов.


Развитие цифровых технологий и доступность современных средств коммуникации также оказывает сильное влияние на качественное состояние молодого поколения. Ежедневно в виртуальном пространстве присутствует до 96% ярославской молодежи, подростки проводят в социальных сетях от 3 до 5 часов в день. Аудитория социальных сетей постоянно молодеет и в настоящее время фактически вся ярославская молодежь уже является регулярным пользователем социальных сетей.


Несмотря на развитую систему разнообразных молодежных сообществ и объединений, среди основных проблем молодежной политики города Ярославля остается недостаточная вовлеченность молодежи в социальную, экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества.


С учетом современных вызовов и задач развития страны и региона одним из ключевых направлений в современной России становится государственная политика в сфере патриотического воспитания. Основной задачей патриотического воспитания на федеральном уровне является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.


Процесс патриотического воспитания затрагивает все возрастные категории и носит широкий спектр решаемых вопросов, включая вопросы сохранения гражданственности, национального единства, безопасности, сохранения и развития культурного и природного наследия. Именно поэтому мероприятия патриотического воспитания затрагивают все сферы муниципального управления и должны носить межведомственный характер взаимодействия.


Вместе с тем, несмотря на имеющиеся трудности, город Ярославль обладает богатой историей реализации молодежной политики и может рассматриваться как опорная площадка реализации федеральных молодежных проектов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию привлекательного для молодежи города в самом центре нашей страны.



II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


Приоритеты и цели деятельности мэрии города Ярославля в сфере молодежной политики сформированы с учетом направлений государственной молодежной политики, установленных в федеральном проекте "Социальная активность" национального проекта "Образование", Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии по развитию молодежи для модернизации Ярославского региона на период 2015 - 2025 годов, Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов.


Учитывая современные тенденции и вызовы, одной из ключевых задач мэрии города Ярославля становится сохранение молодежи, формирование конкурентоспособного молодого поколения.


Приоритеты молодежной политики направлены на повышение качества имеющегося молодежного ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, глубокую и эффективную социализацию молодых людей в сообществе, формирование у них установок на самостоятельность, повышение гражданской ответственности, развитие лидерских качеств, сохранение духовно-нравственных и семейных ценностей. Для этого будут созданы благоприятные условия не только для сохранения молодежи города Ярославля, но и для притока молодежи в город, развития системы эффективных "социальных лифтов".


Деятельность по реализации молодежной политики в рамках муниципальной программы будет направлена на преодоление негативного влияния обозначенных выше тенденций и на:


- развитие человеческого капитала молодежи города;


- социализацию и самоопределение молодых людей, "встраивание" их в процессы городского развития;


- содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.


По итогам реализации МП планируется достичь следующих результатов:


- доля населения в возрасте от 14 до 35 лет в общем населении города составит 27,08%;


- количество объектов муниципальной инфраструктуры молодежной политики увеличится до 17 единиц.



III. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в рамках муниципальной программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»