Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года



Стратегическая инициатива 4. Новая культурная география и туризм


Основной акцент в региональной политике делается на традиционную культуру - сохранение культурного наследия и памяти и укрепление культурной идентичности, что в целом соответствует федеральным приоритетам по развитию культурного сектора. Министерство культуры и туризма Калужской области ведет работу по созданию и модернизации учреждений культуры и образования в сфере культуры, в том числе в рамках федерального проекта "Культура малой Родины" и национального проекта "Культура" <42>.


________________


<42> Реализация поставленных задач включает: закупку оборудования, строительство и капитальный ремонт сельских дворцов культуры, музеев и детских школ искусств (ДШИ), оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами ДШИ и СПО, модернизацию библиотек, реконструкцию зданий театров, создание культурно-просветительского и выставочного центра Государственного Эрмитажа, цифровизацию услуг (мероприятия в онлайн, ведение социальных сетей) и др. За период 2018 - 2021 гг. проведен текущий ремонт в 36 зданиях и обновлена МТБ 106 зданий КДУ, капитально отремонтировано 17 зданий ДШИ, построено 4 и капитально отремонтировано 35 зданий КДУ в сельской местности. Открыты 12 виртуальных концертных залов, 21 модернизированных кинозалов, 11 модельных библиотек, 11 ДШИ, 2 профессиональные образовательные организации оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.


В регионе сформирован запрос на культурный досуг, растет посещаемость выставочных и музейных пространств. В 2010 - 2019 годы в Калужской области почти в 2 раза выросло число посещений музеев, что сопоставимо с Москвой. По числу посещений учреждений культуры в расчете на 1000 человек Калужская область занимает 4 место в ЦФО после Москвы, Ярославской, Тульской и Владимирской областей. Однако в Калужской области относительно других регионов ЦФО низкий показатель по числу организаций сферы культуры, досуга и развлечений (12 место в ЦФО).


При этом смена поколений обуславливает изменение запросов жителей региона на культурный досуг. В регионе 300 тысяч молодежи в возрасте 20 - 40 лет и 50 тысяч подростков в возрасте 15 - 19 лет. Значительную часть миграционных потоков в регион составляют студенты. У части населения формируется запрос не только на посещение базовых культурных объектов, но и на активное вовлечение в культурный процесс. Молодежь - это поколение экономики опыта, которое формирует запрос на новую культурную географию. Новая культурная география - это один из основополагающих современных трендов развития культурной сферы, обеспечения качества жизни и комфортной городской среды. Развитие креативной экономики и объектов новой культурной географии, отвечающих современным запросам потребителей культуры <43> - это один из важных критериев качества жизни в регионе на сегодняшний день.


________________


<43> Представление о том, что такое культура, меняется, культура включает в себя все больший спектр видов человеческой деятельности. Потребители культуры (горожане, туристы) формируют новый запрос - на интеллектуальный досуг, осмысленное и творческое времяпрепровождение, возможность быть вовлеченными в культурные процессы и практики, влиять на развитие города, проводить время с пользой. Такой запрос - проявление потребности не столько в специфическом "культурном" содержании (контенте), сколько в комплексе эмоций, позволяющих почувствовать себя частью осмысленной жизни здесь и сейчас.


С экономической точки зрения новая культурная география является частью сектора креативных индустрий <44>. Креативные индустрии в 2000 - 2010-х достигают значительных масштабов в развитых странах, крупных городах и по экономическому обороту (3 - 15% ВВП <45>), и по численности занятых (5 - 15% рабочей силы), а по общественному значению и способности мобилизовать мнения горожан и представлять публичность становятся доминирующей сферой. Креативные индустрии в Калужской области на 2021 год - это 10 тысяч занятых или 1% от общего числа занятых, вклад в ВРП - 1,5 - 2%. В ряде быстрорастущих экономик вклад креативных индустрий в ВРП - 5% и выше, а число занятых в креативном секторе - 5% и более <46>.


________________


<44> Креативные индустрии - это сектора экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. К креативным индустриям относят: кино, анимацию, изобразительное и исполнительское искусство, издательскую деятельность, музыку, архитектуру, моду, дизайн, рекламу, новые медиа, разработку компьютерных игр, спорт, туризм и т.д. В развитых экономиках сектор представлен преимущественно малыми и средними предприятиями.


<45> По оценкам Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив в 2020 г. вклад креативных индустрий в ВРП г. Москвы - 18,5%, г. Санкт-Петербурга - 12,6%, Республики Татарстан - 4,1%.


<46> По оценкам НИУ ВШЭ - Москва (12,1% занятых в креативных индустриях), Санкт-Петербург (6,5%), Казань (3,9%).


В последние годы объекты новой культурной географии стали активно появляться на карте региона, и они становятся знаковыми точками притяжения как для жителей Калужской области, так и для гостей из соседних регионов - Инновационный культурный центр Калуги, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского, Арт-парк Никола-Ленивец, Парк птиц "Воробьи", Этномир, Усадьба "Полотняный завод" и другие.


В Калужской области развитый сектор туризма и гостеприимства. В 2020 году регион посетили 1,8 млн туристов, это в 4 раза больше, чем в 2010 году <47>. Немаловажную роль в достижении такого эффекта сыграли и сформировавшиеся за последние годы новые объекты культуры как точки притяжения для туристов. Туризм для Калужской области становится все более значимым сектором экономики и влияет на инфраструктурное развитие территории, рост занятости населения, развитие МСП и локальных рынков и связанных с туризмом услуг. В 2019 году доля индустрии туризма и гостеприимства в ВРП составила 2,5%. Учитывая близость Калужской области к Москве и тренд на развитие внутреннего туризма, развитие сектора будет иметь высокий потенциал для роста и повышения вклада в экономику региона в долгосрочной перспективе. Сектору туризма региона предстоит развиваться под влиянием ряда вызовов. Во-первых, будет усиливаться конкуренции за туристов "выходного дня" из Москвы, во многих регионах, примыкающих к Московской агломерации, появляются новые туристически привлекательные места и объекты интереса. Второй вызов связан с необходимостью формирования комплексного опыта посещения региона, который включает не только объекты размещения, интереса и транспортную инфраструктуру, но и информационное сопровождение, понятную навигацию, наличие дополнительных сервисов (питание, сувенирная продукция, услуги трансфера и т.д.). Кроме того, происходит смена поколений и изменение ценностных ориентиров потребителей турпродуктов, формируется запрос на объекты новой культуры, интерактивные форматы, получение нового опыта, приобретение новых компетенций и навыков (в т.ч. в рамках образовательного туризма). Также необходимо учитывать повестку федерального центра в сфере развития туризма, которая предполагает развитие туристических макротерриторий: "Большое золотое кольцо", "Большой Урал", "Большая Волга", "Байкал" и др. Калужская область с 2021 года вошла в проект "Большое золотое кольцо".