Недействующий

О внесении изменений в постановление правительства Еврейской автономной области от 21.12.2020 N 508-пп "Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Развитие физической культуры и спорта в Еврейской автономной области" на 2021 - 2024 годы



2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Одним из основных приоритетов социально-экономического развития Еврейской автономной области, определенных Стратегией социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп, является повышение качества жизни жителей области в направлениях развития социальной сферы, поощрения здорового образа жизни, создания условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом.


Спорт является важным социальным институтом, выполняющим многочисленные функции: укрепление здоровья и оздоровление различных социальных групп населения, воспитание подрастающего поколения, укрепление нравственности, социальная адаптация, реабилитация инвалидов, снижение социальной напряженности, профилактика правонарушений, борьба с наркоманией, повышение стрессоустойчивости и другие.


В последнее время наблюдается рост интереса жителей области к занятиям спортом и физической культурой, здоровому образу жизни. Так, за период с 2017 по 2020 годы численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась на 8 процентов. За этот же период количество областных спортивных федераций по различным видам спорта, получивших государственную аккредитацию, выросло почти в 4 раза (с 6 до 23 федераций).


Вместе с тем уровень вовлеченности населения Еврейской автономной области в активные занятия физической культурой и спортом остается низким. В целом доля населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет существенно ниже общероссийского уровня (25,1 процента и 43,0 процента соответственно).


Столь невысокий уровень вовлеченности населения Еврейской автономной области в систематические занятия физической культурой и спортом обусловлен наличием ряда проблем.


Состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта. По состоянию на 2019 год уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, составил 52,7 процента от нормативного значения (при среднероссийском уровне 55,7 процента). При этом значительная часть имеющихся объектов спорта морально и физически устарела либо находится в ненормативном состоянии. В этой связи следует отметить низкую активность частных инвесторов по вложению внебюджетных средств в создание и развитие спортивной инфраструктуры, отсутствие эффективно работающих механизмов государственно-частного партнерства в Еврейской автономной области.


Существует дефицит квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. В муниципальных образованиях Еврейской автономной области зачастую отсутствуют штатные специалисты, организующие работу с населением по месту жительства. Наблюдается тенденция старения кадров - в связи с низкой заработной платой выпускники спортивных вузов не идут работать в сферу физической культуры и спорта. Так, в 2019 году в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, 55 процентов тренерского состава относилось к возрастной категории старше 45 лет.


Остро стоит проблема цифровизации сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день в практической деятельности не используются цифровые сервисы, позволяющие, в частности, формировать календарные планы официальных физкультурных и спортивных мероприятий, осуществлять сбор и обобщение статистической информации, ведение дневников спортсменов, осуществлять формирование и актуализацию реестров региональных спортивных федераций, объектов спорта, а также спортсменов.


Важным резервом развития физической культуры и спорта является использование потенциала спортивной общественности. Необходимо создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать образование любительских спортивных обществ. Так, например, оказание государственной поддержки областным спортивным федерациям позволило бы в значительной мере активизировать процесс вовлечения населения Еврейской автономной области в систематические занятия физической культурой и спортом, подготовку одаренных молодых спортсменов для сборных команд субъекта Российской Федерации.


В регионе практически отсутствует система учреждений, развивающих адаптивную физическую культуру и спорт. Слабо развита спортивная инфраструктура, предназначенная для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Решение вышеперечисленных проблем возможно в рамках реализации государственной программы Еврейской автономной области "Развитие физической культуры и спорта в Еврейской автономной области" (далее - государственная программа). Реализация данной государственной программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Еврейской автономной области.


Реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.


К числу частично управляемых рисков относятся дефицит в отрасли физической культуры и спорта высококвалифицированных кадров, несовершенство системы спортивного менеджмента как на региональном, так и на муниципальном уровнях.


Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и кризисные явления в экономике.