____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании распоряжения Правительства Кировской области от 21.11.2023 N 372.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 35.1 статьи 24 Закона Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области" в целях реализации ответственной долговой политики Кировской области и повышения ее эффективности:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Кировской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению.
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кировской области:
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2023.
Губернатор
Кировской области
А.В.СОКОЛОВ
Утверждены
распоряжением
Правительства Кировской области
от 25 ноября 2022 г. N 283
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ
1. Общие положения.
В соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области":
разработку и утверждение основных направлений государственной долговой политики Кировской области, управление государственным долгом Кировской области, предоставление государственных гарантий Кировской области осуществляет Правительство Кировской области;
государственные заимствования от имени Кировской области, функции эмитента государственных ценных бумаг Кировской области выполняет министерство финансов Кировской области.
Основные направления государственной долговой политики Кировской области учитываются при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Итоги реализации государственной долговой политики Кировской области.
С 2017 года основной целью государственной долговой политики Кировской области является снижение долговой нагрузки областного бюджета. В итоге за 5 лет объем государственного долга Кировской области снизился на 4,7 млрд. рублей, долговая нагрузка уменьшилась на 47,2%.
В сложный период ухудшения экономической ситуации, связанный с распространением коронавирусной инфекции и необходимостью принятия мер по профилактике и устранению ее последствий, Кировской области удалось в 2020 году не нарастить государственный долг, сохранить его на уровне 2019 года, а в 2021 году снизить общий объем долговых обязательств на 2,8 млрд. рублей.
На 01.01.2022 объем государственного долга Кировской области составил 21,5 млрд. рублей (47,5% от фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2021 год).
Структура государственного долга Кировской области представлена в таблице.
Таблица
Вид долгового обязательства | На 01.01.2020 (факт) | На 01.01.2021 (факт) | На 01.01.2022 (факт) | |||
млн. рублей | % | млн. рублей | % | млн. рублей | % | |
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 14 973,0 | 61,7 | 17 973,0 | 74,0 | 17 041,2 | 79,1 |
Кредиты, привлеченные в областной бюджет от кредитных организаций | 9 311,7 | 38,3 | 6 311,7 | 26,0 | 4 500,0 | 20,9 |
Государственные ценные бумаги Кировской области | 0,001 | 0,0 | 0,001 | 0,0 | 0,001 | 0,0 |
Государственные гарантии Кировской области | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Общий объем государственного внутреннего долга Кировской области | 24 284,7 | 100,0 | 24 284,7 | 100,0 | 21 541,2 | 100,0 |
Все долговые обязательства Кировской области выражены в валюте Российской Федерации. Обязательств, выраженных в иностранной валюте, Кировская область не имеет.
Благодаря федеральным мерам государственной поддержки субъектов Российской Федерации в структуре долговых обязательств Кировской области по состоянию на 01.01.2022 наибольший удельный вес занимают бюджетные кредиты, весь объем задолженности по которым реструктурирован с рассрочкой платежа до 2029, 2032, 2034 годов.
В ходе исполнения областного бюджета особое внимание уделяется выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов по направлению высвобождаемых средств на цели, установленные федеральным законодательством, и непревышению уровня долговой нагрузки областного бюджета, установленного соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
В 2022 году проведена работа по привлечению первого транша инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 1029 млн. рублей со сроком его погашения до 15 лет с процентной ставкой 3% годовых. Кредит привлекается в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного проекта Кировской области "Комплексное развитие территории "Шубино-Ганино" в рамках развития Кировской агломерации - жилищное строительство, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, транспортная обеспеченность (реновация и увеличение автобусного парка), строительство комплексного объекта обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов". Общий объем финансирования инфраструктурного проекта за счет средств бюджетного кредита - 2 млрд. рублей. Второй транш инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 971 млн. рублей планируется привлечь в областной бюджет в 2023 году.
В рамках антикризисных мер поддержки субъектов Российской Федерации на федеральном уровне принято решение о переносе срока платежей по погашению федеральных бюджетных кредитов с 2022 на 2029 год, а также о предоставлении в 2022 году из федерального бюджета бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в их состав.
В июне - июле 2022 года Кировская область привлекла бюджетный кредит на погашение кредитов кредитных организаций, сроки погашения которых приходятся на март - декабрь 2022 года, в общей сумме 6126,0 млн. рублей. Из них 4500,0 млн. рублей было направлено на погашение банковских кредитов, привлеченных областным бюджетом, и 1626,0 млн. рублей - на погашение банковских кредитов, привлеченных муниципальными образованиями Кировской области. Срок погашения бюджетного кредита - до 6 лет, процентная ставка по кредиту - 0,1% годовых.
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2022 N 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" срок погашения бюджетных кредитов, привлеченных в областной бюджет и подлежащих погашению в 2022 году (в общей сумме 931,9 млн. рублей), переносится на 2029 год. Работа по внесению соответствующих изменений в соглашения о предоставлении бюджетных кредитов будет проведена в IV квартале 2022 года.
Реализация федеральных антикризисных мер поддержки субъектов Российской Федерации позволила не привлекать в 2022 году коммерческие кредиты, существенно сэкономить расходы на обслуживание государственного и муниципального долга Кировской области, а также направить высвободившиеся от переноса срока погашения бюджетных кредитов средства на финансирование мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, и на реализацию национальных проектов.
В связи с отсутствием возникновения кассовых разрывов в ходе исполнения областного бюджета 2022 года заимствование временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений не осуществлялось. Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в 2022 году также не осуществлялось. В рамках лимита, установленного Министерством финансов Российской Федерации для Кировской области, в 2022 году согласовано предоставление данных бюджетных кредитов восьми муниципальным образованиям Кировской области.
Обязательства по государственным гарантиям Кировской области в структуре государственного долга Кировской области отсутствуют.
Кировская область продолжает взаимодействие с рейтинговыми агентствами. В августе 2021 года российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне "ruBBB+" в рамках заключенного контракта на оказание рейтинговых услуг, срок действия которого закончился в сентябре 2021 года. В декабре 2021 года аналитическое кредитное рейтинговое агентство "АКРА" присвоило, а в мае 2022 года подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне "BBB+(RU)".
По результатам оценки долговой устойчивости, проведенной Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2021 года, и исходя из плановых бюджетных показателей 2022 года Кировская область относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Для повышения долговой устойчивости Кировской области необходимо дальнейшее уменьшение уровня долговой нагрузки областного бюджета, поэтапное снижение которой является одной из основных задач государственной долговой политики Кировской области.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Кировской области.
Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Кировской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, являются:
уровень долговой нагрузки областного бюджета, в том числе по коммерческим заимствованиям;
необходимость выполнения условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов;
необходимость своевременного обеспечения источниками финансирования принятых бюджетных обязательств;
изменения бюджетного законодательства, регулирующего вопросы управления государственным долгом;
денежно-кредитная политика Банка России, уровень ключевой ставки Банка России;
ситуация на внутреннем долговом рынке.
4. Цели, задачи и приоритеты государственной долговой политики Кировской области.
Основной целью государственной долговой политики Кировской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является обеспечение долговой устойчивости Кировской области.
Реализация долговой политики Кировской области будет направлена на решение следующих задач:
контроль уровня долговой нагрузки областного бюджета, определение возможности его поэтапного снижения в целях повышения долговой устойчивости Кировской области;
оптимизацию структуры государственных внутренних заимствований (минимизацию коммерческих заимствований, эффективное использование доступных механизмов государственной поддержки субъектов Российской Федерации), минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств;