ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2022 года N 654-п
О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. В преамбуле слова "постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" заменить словами "постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ивановской области".
2. Приложение к постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.10.2013 N 429-п
Государственная программа Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области"
1. Оценка текущего состояния сферы управления общественными финансами
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области - важнейшее условие для стабильного функционирования бюджетной сферы, оказания социальной поддержки населению, своевременного и полного исполнения принятых регионом обязательств, содействия инвестиционной и предпринимательской активности, а также достижения стратегических целей социально-экономического развития Ивановской области.
Обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в значительной степени способствует эффективное и прозрачное управление региональными финансами.
За период реализации государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" (далее - государственная программа) в 2014 - 2021 годах достигнуты следующие результаты.
На протяжении последних 5 лет (с 2017 года) областной бюджет исполнен с профицитом (превышением доходов над расходами), что позволило последовательно сокращать государственный долг Ивановской области и создать резервы для сохранения устойчивости бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и геополитическими изменениями.
Объем государственного долга Ивановской области значительно сокращен до уровня, позволяющего осуществлять управление госдолгом с минимальным риском рефинансирования долговых обязательств, полностью погашена задолженность по кредитам банков. Во многом это стало возможным за счет участия Ивановской области в 2017 и 2021 годах в реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, и направления дополнительно полученных доходов на погашение накопленного долга по кредитам банков.
На конец 2021 года объем государственного долга составил 9,2 млрд руб., или 29,6% к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Совокупность принятых мер по сокращению государственного долга и изменению его структуры позволили сократить расходы на его обслуживание в 2021 году до минимального значения за последние 14 лет - 55,8 млн руб., что составило 0,1% от общего объема расходов областного бюджета за 2021 год.
В 2022 году Ивановская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
В целях формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере бюджетной политики и налогов, повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления Ивановской области на основе единых принципов работы, стандартизации и унификации бюджетных процессов и процедур, обеспечения интеграции с единой государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" создана государственная информационная система "Система управления региональными финансами Ивановской области".
Разработан бюджетный прогноз Ивановской области на период до 2030 года, в котором горизонт бюджетного планирования расширен до 12 лет, осуществлено долгосрочное стратегирование основных показателей областного и консолидированного бюджетов Ивановской области, агрегированы показатели финансового обеспечения государственных программ на период их действия.
Формализованы процедуры формирования обоснований бюджетных ассигнований, разработаны и утверждены формы обоснований бюджетных ассигнований по видам расходов бюджета, изменен процесс ведения реестра расходных обязательств, позволивший непрерывно поддерживать данные реестра в актуальном состоянии и существенно повысить оперативность и качество их контроля.
В целях создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления Ивановской области из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В соответствии с методиками, утвержденными Законом Ивановской области о межбюджетных отношениях, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также городских и сельских поселений осуществлено до единого уровня.
С 2016 года возобновлена практика предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, разработаны методики их распределения и правила предоставления.
В результате оказания безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи из областного бюджета и принятых большинством муниципальных образований мер на 1 января 2022 года просроченную кредиторскую задолженность имеют всего 3 муниципальных образования в общей сумме 15,9 млн руб.
Для поддержания сбалансированности местных бюджетов в краткосрочной перспективе в областном бюджете также ежегодно предусматриваются средства на предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований, и в целях частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных образований.
В 2022 году предоставлены бюджетные кредиты на замещение рыночных заимствований муниципальных образований.
В рамках мероприятий по повышению открытости бюджетных данных расширен перечень информации об областном и консолидированном бюджетах Ивановской области, размещаемой на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области, обеспечена ежегодная подготовка и публикация "Бюджета для граждан" - аналитических материалов по бюджету в простой и доступной для понимания форме, созданы страницы Департамента финансов в социальных сетях, ведется мониторинг муниципальных образований для стимулирования их к повышению открытости бюджетных данных.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, составляемом Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России, за последние несколько лет Ивановская область занимала позиции в группе субъектов с высоким уровнем открытости бюджетных данных, за 2021 год вошла в лидирующую группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
По результатам оценки качества управления региональными финансами за 2020 год и предварительным результатам за 2021 год Ивановской области присвоена I (высшая) степень качества управления региональными финансами.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы, основанными на положениях Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п, являются следующие направления:
управление общественными финансами;
управление государственным долгом Ивановской области;
создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами.
Государственная программа реализуется в целях:
повышения качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами;
минимизации расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга;
содействия обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Для достижения целей в сфере реализации государственной программы необходимо обеспечить решение следующих задач.
1. По направлению "Управление общественными финансами":
повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами будет осуществляться за счет:
концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования средств и управления резервными средствами областного бюджета;
повышения прозрачности финансовой информации, вовлечения институтов гражданского общества в бюджетный процесс, а также развития механизмов инициативного бюджетирования;
развития информационных технологий в сфере управления региональными финансами с учетом новых требований к качеству финансовой деятельности;
интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публичных правовых образований в сфере управления общественными финансами при обеспечении принципа однократности ввода информации;
создания условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств;
совершенствования процедур долгосрочного бюджетного планирования, разработки в 2028 году бюджетного прогноза Ивановской области на последующий двенадцатилетний период;
обеспечения контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, использованием государственного имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных программ, об исполнении государственных заданий, а также за осуществлением закупок для обеспечения государственных нужд, в рамках полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля;
обеспечения контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках полномочий контрольного органа в сфере закупок.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению являются:
рост качества бюджетного планирования, в том числе долгосрочного вариативного планирования основных параметров бюджета и расходов на реализацию государственных программ;
повышение прозрачности бюджетных расходов, увеличение доступности информации об областном бюджете для общественности, развитие единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами;
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы финансового обеспечения деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, условия финансового обеспечения деятельности для всех областных государственных учреждений, в том числе бюджетных и автономных;