В целях совершенствования процессов государственного управления в системе органов исполнительной власти (государственных органов) Самарской области:
1. Утвердить прилагаемые:
концепцию цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области;
этапы цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области;
план мероприятий по реализации концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области.
2. Органам исполнительной власти Самарской области, Администрации Губернатора Самарской области обеспечить реализацию концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области и плана мероприятий по реализации концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области.
3. Рекомендовать иным государственным органам и органам местного самоуправления в Самарской области руководствоваться положениями концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области при планировании и реализации мероприятий в соответствующей сфере.
4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на Администрацию Губернатора Самарской области.
5. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
6. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Самарской области
Ю.А.РОЖИН
КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ) САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 06.03.2020 N 77-р "Об утверждении Программы действий Правительства Самарской области на 2020 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и Послания Губернатора Самарской области от 3 февраля 2020 года".
Концепция направлена на реализацию мероприятий по цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах, органах государственной власти) Самарской области, органах местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, а также в их подведомственных организациях, учреждениях и предприятиях Самарской области (далее - органы власти) с соблюдением принципов человекоориентированности и клиентоцентричности в целях повышения качества и снижения издержек, связанных с осуществлением возложенных на органы власти полномочий и функций, создания системы управления данными в регионе и перехода к принятию решений на основе данных в цифровом виде.
Под процессом понимается совокупность действий органа власти, направленных на достижение определенного результата, обработку данных, полученных из различных источников, а также на формирование новых данных (каждый процесс потребляет и производит данные).
Цифровая трансформация процессов органов власти - совокупность действий, осуществляемых органом власти, направленных на изменение (трансформацию) процессов государственного управления и процессов органа власти по предоставлению им государственных услуг, исполнению государственных функций и реализации полномочий за счет внедрения информационных технологий в свою деятельность и использования данных в электронном (цифровом) виде в целях:
повышения уровня удовлетворенности граждан деятельностью органов власти;
снижения издержек бизнеса при взаимодействии с органами власти;
снижения издержек органов власти при осуществлении государственного управления.
Деятельность органов власти по реализации функций и полномочий осуществляется путем выполнения различных операционных процессов. Процессы могут быть формализованы (например, в административных регламентах оказания государственных (муниципальных) услуг) или не формализованы (внутренние (обеспечивающие)).
В настоящее время инвентаризация внутренних процессов органов власти не проведена в полном объеме, процессы не описаны и не формализованы, в том числе по итогам проведенной оптимизации. Обмен информацией, необходимой органам власти для текущей деятельности, осуществляется преимущественно по письменному запросу.
В то же время органами власти проводится работа по оптимизации процессов своей деятельности, в том числе с применением принципов бережливого управления.
Одной из ключевых проблем оптимизации процессов в органах власти является оптимизация любого процесса без цели дальнейшей автоматизации процесса с использованием информационных систем и без последующего закрепления целевого состояния процесса в правовых актах. Сохранению данного подхода к оптимизации процессов в органах власти способствует отсутствие регионального цифрового инструмента, предназначенного для автоматизации деятельности органов власти по выявлению, описанию, оптимизации и подготовке технических заданий на автоматизацию не только верхнеуровневых процессов основной деятельности, но и внутренних (обеспечивающих) процессов и смежных процессов в других органах власти.
Автоматизация межведомственных процессов в системе органов власти носит "локальный" характер (частичная цифровизация одного процесса, в том числе в различных информационных системах, обусловленная позицией заказчика информационной системы, либо поэтапное ее внедрение, связанное с недостаточным финансированием).
В ходе выполнения автоматизированных процессов органами власти используются государственные и иные отраслевые (ведомственные) "локальные" информационные системы (взаимодействие между информационными системами не организовано по разным причинам), входящие в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру Самарской области, а также информационные системы федеральных органов исполнительной власти. Такие информационные системы, как правило, спроектированы органами власти аналогично уже разработанным другими органами власти информационным системам. При дальнейшей модернизации имеющихся замкнутых узкоспециализированных информационных систем их последующая интеграция на уровне внешнего обмена данными приведет к неизбежному дублированию определенной части функционала информационных систем.
Тем не менее при создании или развитии информационных систем и внедрении информационных технологий в деятельность органов власти процессы зачастую проходят стадию информатизации в формате "как есть", без оптимизации и учета описания данных, что наряду с нерешенными организационными вопросами не приводит к полному переходу к использованию в органах власти данных в машиночитаемом формате и формированию юридически значимых электронных документов.
Информационные системы органов власти формировались в соответствии с действовавшими правовыми актами, которые не предусматривали единого процессного подхода и методологии управления данными, а также взаимосвязи с иными информационными системами органов власти для обеспечения принятия решений на основе данных в цифровом виде. На этапе подготовки технического задания на создание отраслевых (ведомственных) информационных систем в нем содержались требования к разработке новых или развитию эксплуатируемых функциональных возможностей в связи с реализацией государственных инициатив, федерального законодательства, требований информационной безопасности и иными факторами, но не включались описания области автоматизации реализуемых органами власти процессов. Способы передачи данных, потребляемых и производимых процессами, не описывались.
В эксплуатируемых государственных информационных системах (далее - ГИС) Самарской области данные используются в процессах реализации полномочий органов власти по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, они доступны для иных участников процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг в среде межведомственного электронного взаимодействия. В федеральной государственной информационной системе координации информатизации (далее - ФГИС КИ) зарегистрировано (созданы паспорта) 65 отраслевых ГИС Самарской области органов исполнительной власти Самарской области.
В качестве информационных систем автоматизации процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг в органах власти используются эксплуатируемые ГИС Самарской области и федеральные ГИС (ГИС "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)" и ГИС "Единая система нормативной справочной информации").
Одним из подвидов процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства для первоочередного перевода в электронный вид определены массовые социально значимые услуги.
Цифровая трансформация массовых социально значимых услуг реализуется в соответствии с утверждаемыми описаниями целевого состояния массовых социально значимых услуг, едиными функциональными техническими требованиями и документацией к видам сведений в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - ЕСМЭВ), которая позволяет осуществлять обмен информацией для целей предоставления государственных (муниципальных) услуг, находящейся на хранении в структурированном виде в информационных системах федерального, регионального и муниципального уровней. Посредством подсистемы обеспечения доступа к данным федеральной государственной информационной системы "Единая система межведомственного электронного взаимодействия" (далее - СМЭВ4) формируются витрины данных поставщиков сведений в СМЭВ4 - органов власти, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг.
Вместе с тем на муниципальном уровне сложилась следующая ситуация, затрудняющая работу по цифровой трансформации услуг. Муниципальными образованиями Самарской области предоставляются 1736 муниципальных услуг, содержание которых сходно, но присутствуют отличия в наименовании: порядка 700 различных наименований, из которых в соответствии с типовым перечнем муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 N 149, приведены в соответствие 12% наименований (88 типовых муниципальных услуг).
Причина нестандартных наименований муниципальных услуг - отсутствие единых региональных требований к стандартизации услуг. Каждое муниципальное образование утверждает свой собственный перечень муниципальных услуг и вносит изменения, которые считает необходимыми, не согласовывая их с остальными муниципальными образованиями Самарской области. Кроме того, отсутствует группировка муниципальных услуг по сферам (за исключением городского округа Тольятти), что негативным образом влияет на возможность проведения мониторинга и анализа предоставляемых муниципальных услуг по сферам.
Функционирующая в Самарской области информационно-телекоммуникационная инфраструктура предоставления государственных (муниципальных) услуг в соответствии с требованиями заказчиков информационных систем и действующими административными регламентами обеспечивает автоматизацию необходимых (предусмотренных регламентом) административных процедур.
В то же время автоматизация внутренних процедур и процессов, как правило, не проводится, что при комплексной оценке степени автоматизации считается частичной автоматизацией процессов оказания услуг. В настоящее время требования к автоматизации внутренних процессов предоставления государственных (муниципальных) услуг предусмотрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.04.2022 N 837-р.
Несмотря на наличие информационно-технологической инфраструктуры, необходимой для использования электронных документов, подписываемых средствами электронной подписи, в органах власти сохраняется "бумажный" документооборот, что усложняет процессы взаимодействия органов власти, при этом преобладают ручные операции и фиксация промежуточных результатов на бумажных носителях (дублирующие визирование и согласование, простои, перепроверки ранее установленных фактов, ручные операции и субъективные критерии при принятии решений). Образуются значительные временные, транзакционные и финансовые издержки. Осуществляется многократный сбор, ввод и дублирование данных в различных информационных системах, в том числе одной сферы деятельности (преимущественно в информационных системах регионального и федерального уровней). Отсутствует возможность автоматизированной актуализации накопленных массивов неоднородных данных и формирования оперативной отчетности в режиме реального времени.
При проведении аналитики на основе данных из нескольких информационных систем возникает необходимость решения организационно-методической задачи по обеспечению связанности и стандартизации данных, что приводит к необходимости постоянной (как правило "ручной") синхронизации данных в различных информационных системах между собой. При этом повторный ввод одних и тех же данных в различные информационные системы повышает вероятность механической ошибки пользователя при вводе данных, создает предпосылки для возникновения противоречивости одних и тех же данных в различных информационных системах.
К факторам, сдерживающим цифровую трансформацию процессов, можно отнести не только отсутствие четких требований, содержащихся в нормативных правовых актах, но и внутреннюю культуру органов власти по организации процессов работы с документами на бумажных носителях, которая не позволяет в полной мере задействовать функционал имеющихся информационных систем и ресурсов. Как правило, в ведомственных информационных системах хранятся документы в неструктурированном виде в формате сторонних приложений (Word, Excel и прочее), зачастую имеющие статус проекта без подписи, образы документов с электронной подписью либо скан-копии подписанных вручную документов в формате pdf. При такой организации работы с документами создание процесса автоматического извлечения данных из них не реализуемо, обработка данных таких документов требует ручных операций и, как следствие, дополнительных временных и финансовых издержек органов власти. Вместе с тем благодаря развитию информационных технологий в настоящее время имеется возможность хранить и обрабатывать данные документов в структурированном виде, в машиночитаемом формате. Для органов власти данная возможность отражена в федеральных требованиях в качестве задачи.
При реализации полномочий по исполнению государственных функций и предоставлению государственных (муниципальных) услуг органы власти обрабатывают и формируют данные, осуществляют межведомственное взаимодействие. В отношении вновь формируемых данных органы власти становятся их обладателями. Вместе с тем ответственность органов власти за полноту, достоверность и актуальность обрабатываемых данных нормативно не закреплена.
Целью реализации Концепции является достижение цифровой зрелости процессов государственного управления с соблюдением принципов человекоориентированности и клиентоцентричности.
Для преодоления сдерживающих факторов, приведенных выше, и достижения цели Концепции необходимо решить следующие основные задачи:
1. Обеспечить внедрение в органах власти цифровой культуры путем создания цифровых офисов и формирования базового уровня практических цифровых навыков у сотрудников органов власти.