АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2022 года N 1266


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.



Глава Волгограда
В.В.МАРЧЕНКО



Приложение
к постановлению
администрации Волгограда
от 31.10.2022 N 1266



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ



1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Волгограде за 2021 год и оценка 2022 года


Социально-экономическая ситуация Волгограда за 2021 год характеризовалась стабильностью и ростом показателей после существенного их замедления в 2020 году из-за введенных ограничений в период распространения новой коронавирусной инфекции.


В отраслевом разрезе в отчетном периоде основной вклад в экономический рост внесли строительная отрасль и потребительский сектор.


Объем строительных работ в Волгограде вырос на 34,2% в сопоставимых ценах к 2020 году, по Волгоградской области - на 0,3%, в Российской Федерации - на 6,0%. Количество введенного в Волгограде жилья выросло на 1,6% по сравнению с 2020 годом за счет наращивания темпов индивидуального строительства. Рост введенного жилья в отчетном периоде характерен и для Волгоградской области (+3,4%), и для Российской Федерации (+12,7%).


В отчетном периоде наблюдалась положительная динамика потребительского спроса в условиях роста доходов населения. Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) увеличился на 5,9%. По Волгоградской области прирост по показателю составил 6,5%, по Российской Федерации - 7,3%. Оборот общественного питания в Волгограде (в сопоставимых ценах) увеличился на 5,8%, в целом по стране - на 23,5%, что обусловлено послаблением ограничительных мер, направленных на замедление распространения новой коронавирусной инфекции, по сравнению с 2020 годом.


В промышленном производстве отмечена отрицательная динамика. Объем произведенной продукции промышленного производства в отчетном периоде снизился на 2,5% (по Российской Федерации - рост на 5,3%). Снижение индекса промышленного производства произошло в большей степени в результате перехода общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА" на процессинг.


Оплата труда наемных работников и социальные трансферты с учетом инфляции по итогам 2021 года демонстрировали положительную динамику. Среднемесячная заработная плата за 2021 год выросла на 8,5%. Рост заработной платы происходил в условиях снижения уровня безработицы (до 0,34%) и относительно низкого уровня инфляции (107,8%).


С конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. На данные изменения повлияли введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество. Инвестиционную активность сдерживают сложности с логистикой при поставке оборудования, неопределенность относительно будущих рынков сбыта и возможных объемов производства, а также колебания обменного курса, которые осложняют актуализацию бизнес-планов и оценки будущей рентабельности производства. Соответственно, многие предприятия приостанавливают реализацию ряда долгосрочных инвестиционных проектов. Сдержанная потребительская активность, в том числе вследствие более заметной склонности населения к сберегательному поведению, привела к снижению показателей потребительского сектора. Сокращение розничной торговли произошло в основном за счет непродовольственного сегмента, также на этот фактор оказали влияние имеющиеся значительные ограничения предложения в части импортных товаров. Кроме того, из-за сильного повышения цен в марте - апреле 2022 г. и снижения доходов населения спрос со стороны населения на отдельные виды товаров остается низким. Значительный рост потребительских цен, в особенности на товары и услуги повседневного спроса, привел к заметному снижению реальных доходов населения. Перечисленные общероссийские тенденции естественным образом отразились и на развитии экономики Волгограда.


В отраслевом разрезе в первом полугодии 2022 года основной вклад в экономический рост Волгограда внесла промышленная отрасль и строительство. Объем произведенной промышленной продукции увеличился в физическом выражении на 6,6% (по Волгоградской области прирост составил 1,9%, по Российской Федерации - 2,0%). По итогам 2022 года ожидается прирост физического объема производства в 2%.


Заключенные в начале 2022 года контракты на общестроительные работы привели к увеличению объемов строительства в первом полугодии текущего года. Так, объем строительных работ в Волгограде увеличился на 35,0% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года (в целом по Российской Федерации - на 4,0%). В то же время по итогам 2022 года ожидается спад строительных работ на 2,3% с учетом индекса цен на строительную продукцию. Также в первом полугодии 2022 года отмечен рост введенного жилья в Волгограде на 3,5% (по Волгоградской области на 14,8%, по Российской Федерации на 44,2%).


Объем инвестиций в основной капитал по итогам первого полугодия 2022 года снизился на 5,4% в сопоставимых ценах (по Волгоградской области и Российской Федерации - рост на 7,5% и 7,8% соответственно). Учитывая сложность политической ситуации, наибольшее падение инвестиций придется на конец 2022 года и начало 2023 года. По итогам 2022 года снижение инвестиций составит 8%.


Также потребительский сектор экономики показал отрицательную динамику показателей. Так, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах с учетом индекса потребительских цен снизился на 3,8% (по Волгоградской области снижение на 3,3%, по Российской Федерации - на 3,4%). Снижение оборота общественного питания в Волгограде в сопоставимых ценах с учетом индекса потребительских цен составило 2,8% (в целом по стране - рост на 1,4%). В целом по итогам 2022 года ожидается снижение данных показателей на 6,0% и 3,2% соответственно.


Основной вклад по итогам отчетного периода в развитие потребительского сектора экономики внесен оказанными платными услугами населению (наблюдается рост транспортных услуг, туристических услуг, услуг гостиниц, медицинских услуг и др.). Так, по итогам отчетного периода объем платных услуг населению вырос на 3% в сопоставимых ценах с учетом индекса потребительских цен на услуги, хотя в целом по итогам года ожидается небольшое снижение показателя за счет роста идущих инфляционных процессов (-0,6%).


В отчетном периоде оплата труда наемных работников и социальные трансферты демонстрировали положительную динамику. Среднемесячная заработная плата в первом полугодии 2022 г. выросла на 10,3%. Рост заработной платы происходил в условиях снижения уровня безработицы (до 0,29%). В то же время реальная заработная плата (с учетом уровня инфляции) сократилась на 2,8%.


Несмотря на это, экономическое развитие Волгограда в среднесрочном периоде предполагается как развитие промышленного, транспортно-логистического, туристического и научного центра. Этому будет способствовать реализация на территории Волгограда Общенационального плана действий, участие в реализации восьми национальных проектов, государственных программах Волгоградской области и Российской Федерации.



2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


2.1. Ведение бизнеса в условиях введения антироссийских санкций, а именно: санкционные запреты на поставки комплектующих, внутренние ограничения на экспорт товаров, снижение спроса на российское сырье, трудности с логистикой - все это скажется на спаде производства по основным группам товаров. Низкий и сокращающийся спрос на внутреннем рынке является основным препятствием для развития промышленного комплекса.


2.2. Снижение реальных денежных доходов населения и, как следствие, покупательской способности населения, что в конечном итоге влияет на снижение объемов потребительского рынка.


В среднесрочном периоде на территории Волгограда продолжится начатая ранее реализация антикризисных мер Российской Федерации, направленных на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Положительным фактором будет являться проведение индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранение достигнутых уровней заработной платы для целевых категорий работников бюджетной сферы, сохранение минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума, а также соблюдение регионального минимума по заработной плате.


2.3. Изношенность основных фондов предприятий промышленного сектора, уровень инвестиций в основной капитал. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Волгоград определен как крупный перспективный центр экономического роста. В связи с этим ключевыми факторами экономического роста Волгограда в среднесрочном периоде являются:


формирование на территории Волгограда транспортно-логистических центров по организации грузовых перевозок железнодорожным, авиационным, автодорожным и речным транспортом. Это позволит реализовать благоприятный экономико-географический потенциал Волгограда, расположенного на пересечении основных транспортных путей из Азии (Узбекистан, Туркменистан, Иран) в Европу, в том числе водных через Волго-Донской судоходный канал;


ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) промышленных площадок в Волгограде, в том числе за счет формирования, продвижения и реализации соответствующих инвестиционных проектов, а также активизации муниципально-частного (государственно-частного) партнерства. В настоящее время такой перспективной площадкой является территория Тракторного завода, на которой планируется ввод жилья с обеспечивающей социальной и инженерной инфраструктурой, а также ввод объектов общественно-делового назначения;


внедрение инвестиционных проектов и модернизация существующих производств промышленными предприятиями Волгограда;


привлечение местных высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих индустрий. Это позволит реализовать потенциал выгодного соотношения стоимости и качества трудовых ресурсов в Волгограде.


Также на развитие инвестиционной активности будет влиять усиление спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны в условиях ограничений на перемещения между странами. В этой связи создание туристической зоны на территории Волгограда является приоритетной задачей. В настоящее время такой зоной является территория островной системы Сарпинский - Голодный, на которой планируется создание центра развлечений и отдыха.


На инвестиционное накопление волгоградской экономики повлияет финансирование федеральным центром важных инфраструктурных проектов города с использованием новых финансовых инструментов - инвестиционных ресурсов в виде инфраструктурных кредитов на развитие региональных экономик (инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризации бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, инфраструктурные облигации). Волгоград с 2022 года является участником получения федеральных средств в рамках нового, предложенного Правительством Российской Федерации, инфраструктурного меню.


Также инвестиционная активность волгоградской экономики будет сопровождаться реализацией мероприятий в рамках проекта комплексной десятилетней программы перспективного развития Волгограда, который содержит более 210 инвестиционных проектов по всем отраслям экономики.



3. Направления социально-экономического развития Волгограда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


3.1. Развитие человеческого капитала.


3.1.1. Демография.


На социально-экономическое развитие Волгограда существенное влияние оказывают демографические тенденции Российской Федерации, отличительной особенностью которых в последнее время является устойчивая тенденция старения населения. Также демографическими тенденциями являются снижение численности женщин в ранне- и среднерепродуктивном возрасте (20 лет - 34 года) и сохранение смертности в экономически активных возрастах на высоком уровне.


Население Волгограда на 01 января 2022 г. составило 1001183 человека. В 2021 году в Волгограде родилось 7834 человек, что на 227 человек меньше уровня 2020 года, что объясняется продолжающимся периодом, связанным со вступлением в детородный возраст малочисленных поколений, рожденных в 1990 - 2000 годы.


Смертность населения, напротив, увеличилась на 3184 человека и составила 18486 человек. На увеличение значения показателя смертности, прежде всего, повлияла сложная эпидемиологическая ситуация, обусловленная новой коронавирусной инфекцией.


В целом за прошлый год численность населения Волгограда уменьшилась сразу на 3,6 тыс. человек (в 2020 году - на 4,2 тыс. человек). Частично естественную убыль населения компенсировал миграционный приток населения.


В 2023 - 2025 годах прогнозируется численность родившихся в Волгограде примерно на уровне 2021 года. Сдерживать рост рождаемости будут не только сокращение числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста, а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период, в результате чего возможности роста суммарного коэффициента рождаемости будут ограничены. Прогнозируется, что смертность населения снизится до уровня 15 тыс. человек в год, учитывая продолжающуюся эпидемиологическую ситуацию.


3.1.2. Труд и занятость.


Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в последние годы оказывало влияние на рынок труда. Повышение пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" смягчило дефицит рабочей силы, вызванный существующими демографическими тенденциями.


К 2025 году численность занятых в экономике увеличится до 464,3 тыс. человек (в 2021 году - 456,5 тыс. человек, в 2022 году - 458,4 тыс. человек). При этом среднегодовой уровень официально зарегистрированной безработицы снизится с 0,34% в 2021 году и 0,3% в 2022 году до 0,29% в 2025 году. В результате численность рабочей силы в 2022 - 2025 годах будет постепенно увеличиваться с 505,1 тыс. человек до 509,7 тыс. человек в 2025 году. На отраслевую структуру занятости будут оказывать влияние тенденции, связанные с цифровизацией и роботизацией некоторых производств, реализацией мер по поддержке ИТ-отрасли и отраслей "досугового" типа (за счет реализации национального проекта "Туризм"), ростом сектора образования (в том числе за счет роста непрерывного и дополнительного образования) и здравоохранения (роста спроса на медицинские услуги в связи с демографическими трендами).


В структуре численности занятых в экономике на протяжении всего среднесрочного периода прогнозируется неизменная численность работников крупных и средних организаций, что характерно при расширении спроса на трудовые ресурсы крупными и средними организациями Волгограда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»