Подпрограмма разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - Пермьстат), численность постоянного населения Пермского края на 01 января 2021 года составила 2579,3 тыс. человек, из них 1957,6 тыс. человек (75,9%) - городское население, 621,7 тыс. человек (24,1%) - сельское население (на 01 января 2020 года численность населения составляла 2599,3 тыс. человек, на 01 января 2019 г. - 2610,8 тыс. человек). Численность населения по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 19999 человек за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. Естественная убыль населения в январе - ноябре 2021 года составила 17716 человек. Общий коэффициент смертности увеличился по сравнению с 2020 годом на 1,8 промилле и составил 17,3 промилле (2020 год - 15,5 промилле, 2019 год - 13,2 промилле).
При этом Пермский край относится к числу субъектов Российской Федерации с достаточно высоким уровнем рождаемости. В январе - ноябре 2021 года общий коэффициент рождаемости составил 9,8 промилле (22974 новорожденных). В целом по Российской Федерации показатель находится на отметке 9,6 промилле. Общая численность родившихся детей в 2020 году - 25529 человек (9,8 промилле), в 2019 году - 26617 человек (10,3 промилле).
Миграционная ситуация в Пермском крае характеризуется небольшим превышением числа выбывших над числом прибывших (-2908 человек).
Численность прибывших в Пермский край в 2021 г. составила 64023 человека (выбывшие - 66931 чел.), в 2020 году - 60413 человек (выбывшие - 64429 человек), в 2019 году составила 76555 человек (выбывшие - 80318 человек).
Однако со странами СНГ и со странами дальнего зарубежья в январе - ноябре 2021 года сложилось положительное сальдо миграции.
Так, численность прибывших из стран СНГ составила 3541 человек (выбывших - 1173 человека), наиболее значительный миграционный приток населения в Пермский край отмечен из Таджикистана, а число прибывших из стран дальнего зарубежья составило 451 человек за счет въездного потока из Грузии, Китая и Японии (выбывшие - 436 человек).
Доминирующим компонентом миграционных процессов Пермского края является миграция в пределах России (95%).
Положительное сальдо миграции сложилось в целом как со странами СНГ (наиболее заметный миграционный приток населения в Пермский край отмечен из Таджикистана - 1319 человек), так и с государствами дальнего зарубежья.
Наиболее значительное число выбывших за пределы Пермского края выбирали для постоянного места жительства регионы Южного, Центрального, Уральского и Приволжского федеральных округов, среди которых к числу наиболее привлекательных территорий можно отнести: Краснодарский край, миграционный отток в который составил 843 человека, Московскую область и г. Москва (отток 569 и 253 человека соответственно), Свердловскую и Тюменскую области (отток 548 и 243 человека), а также Удмуртскую Республику и Республику Башкортостан (338 и 311 человек соответственно).
Актуальная информация по численности населения, естественному движению населения, миграционным показателям публикуется на сайте Пермьстата (https://permstat.gks.ru/folder/33429).
Регулирование привлечения иностранной рабочей силы в Пермском крае осуществляется с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Основной фактор, определяющий экономическую целесообразность использования труда мигрантов, - это заполнение невостребованных вакантных рабочих мест иностранными работниками, однако в последнее время наблюдается тенденция к снижению объемов привлекаемых иностранных работников. Все чаще работодатели заменяют иностранных работников работниками из числа граждан Российской Федерации.
Широкое распространение различных вакансий на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" увеличило приток граждан Российской Федерации на вакантные рабочие места.