ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Итоги реализации долговой политики за 2019 - 2021 годы характеризуются следующими показателями:
Таблица 1
Показатель | На 01.01.2020 | На 01.01.2021 | На 01.01.2022 |
Государственный долг (млрд руб.) | 13,8 | 11,8 | 9,2 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | 62,0 | 50,2 | 29,6 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | 26,4 | 7,1 | 0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств (%) | 42,7 | 14,1 | 0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме долговых обязательств (%) | 57,3 | 85,9 | 100 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 11,5 | 6,7 | 2,1 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 0,98 | 0,3 | 0,1 |
Основным итогом реализации долговой политики в 2019 - 2021 годах стало ежегодное снижение объема государственного долга в среднем на 2 млрд рублей, формирование оптимальной структуры государственного долга. Впервые за последние 19 лет в структуре государственного долга отсутствуют рыночные заимствования. На 01.01.2022 государственный долг состоит только из обязательств по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией.
По итогам исполнения областного бюджета за 2021 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).
В соответствии с Законом Ивановской области от 15.12.2021 N 98-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" ожидается, что по итогам 2022 года объем государственного долга не превысит целевые показатели, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, структура государственного долга не изменится и будет состоять только из обязательств по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Ивановская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.