(с изменениями на 18 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.03.2023 N 179, от 15.05.2023 N 539, от 03.08.2023 N 858, от 13.10.2023 N 1133, от 27.12.2023 N 1405, от 19.03.2024 N 233, от 20.05.2024 N 428, от 18.09.2024 N 845)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Уставом города Ярославля, постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу "Муниципальное управление в городе Ярославле" на 2023 - 2025 годы (приложение).
2. Финансирование расходов на реализацию муниципальной программы "Муниципальное управление в городе Ярославле" на 2023 - 2025 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на указанные цели.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Заместитель мэра
города Ярославля
по взаимодействию
с общественностью,
международным связям
и обеспечению
деятельности мэрии
В.И.ГАВРИЛОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2023 - 2025 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.03.2023 N 179, от 15.05.2023 N 539, от 03.08.2023 N 858, от 13.10.2023 N 1133, от 27.12.2023 N 1405, от 19.03.2024 N 233, от 20.05.2024 N 428, от 18.09.2024 N 845)
N п/п | Позиция Паспорта муниципальной программы | Содержание |
1 | Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы | Задача 1 "Повышение престижа и конкурентоспособности муниципальной службы, развитие межмуниципального сотрудничества" направления 2.3.4 "Развитие муниципального управления и гражданского общества" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов |
2 | Куратор муниципальной программы | Заместитель мэра города Ярославля по взаимодействию с общественностью, международным связям и обеспечению деятельности мэрии |
3 | Ответственный исполнитель муниципальной программы | ОМС |
4 | Сроки реализации муниципальной программы | 2023 - 2025 годы |
5 | Цель муниципальной программы | Совершенствование технологий и культуры процессов муниципального управления, благоприятствующих формированию гражданского общества и повышению качества уровня жизни населения в городе Ярославле |
6 | Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей | ВЦП "Муниципальная служба и межмуниципальное сотрудничество" на 2023 - 2025 годы, ответственный исполнитель - ОМС. ВЦП "Развитие единого информационного пространства" на 2023 - 2025 годы, ответственный исполнитель - МКУ "ЦИТ" |
7 | Финансовое обеспечение муниципальной программы | Всего по муниципальной программе - 149626,9 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 39542,8 тыс. руб.; 2024 год - 72497,6 тыс. руб.; 2025 год - 37586,5 тыс. руб. |
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.03.2023 N 179, от 15.05.2023 N 539, от 03.08.2023 N 858, от 13.10.2023 N 1133, от 27.12.2023 N 1405, от 19.03.2024 N 233, от 20.05.2024 N 428, от 18.09.2024 N 845) | ||
8 | Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам | Всего по ВЦП "Муниципальная служба и межмуниципальное сотрудничество" на 2023 - 2025 годы - 11121,8 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 3671,7 тыс. руб.; 2024 год - 3815,9 тыс. руб.; 2025 год - 3634,2 тыс. руб. Всего по ВЦП "Развитие единого информационного пространства" на 2023 - 2025 годы - 138505,1 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 35871,1 тыс. руб.; 2024 год - 68681,7 тыс. руб.; 2025 год - 33952,3 тыс. руб. |
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.03.2023 N 179, от 15.05.2023 N 539, от 03.08.2023 N 858, от 13.10.2023 N 1133, от 27.12.2023 N 1405, от 19.03.2024 N 233, от 20.05.2024 N 428, от 18.09.2024 N 845) | ||
9 | Конечные результаты муниципальной программы | - обеспечение возможности профессионального развития не менее чем 12% муниципальных служащих основного кадрового состава; - наличие не менее 26 действующих двусторонних документов о сотрудничестве города Ярославля с иностранными и российскими муниципальными образованиями и организациями межмуниципального сотрудничества; - осуществление не менее 100% юридически значимого документооборота в электронной форме |
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 27.12.2023 N 1405) |
Успешное социально-экономическое развитие территории муниципального образования зависит от форм и методов муниципального управления. В широком смысле понятийного аппарата муниципальное управление - это целостное воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала.
Применительно к муниципальной программе под муниципальным управлением понимается процесс исполнения муниципальными служащими управленческих функций в соответствующих отраслях городского хозяйства с привлечением современных информационно-коммуникационных технологий и во взаимодействии с межмуниципальным сообществом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) профессионализм и компетентность муниципальных служащих относятся к основным принципам муниципальной службы. Только с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего законодательство Российской Федерации связывает возможность конкуренции при замещении должностей муниципальной службы, указывая на основную обязанность муниципального служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона N 25-ФЗ кадровая работа в муниципальном образовании должна обеспечивать:
- формирование кадрового состава органов местного самоуправления из числа высококвалифицированных специалистов;
- назначение на должности муниципальной службы исходя из профессиональных качеств и компетентности соискателей;
- подготовку кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих.
Последнее с 2007 года является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В рамках реализации муниципальной программы "Развитие муниципальной службы и международного муниципального сотрудничества в системе городского самоуправления" на 2017 - 2022 годы удалось сохранить высокий уровень подготовки основного кадрового состава органов городского самоуправления. Мэрией города Ярославля была разработана трехуровневая модульная система обучения муниципальных служащих базовым и профессиональным компетенциям, которая успешно реализуется на базе МАУ "ИРСИ". С 2015 года МАУ "ИРСИ" системно выполняет функции по комплексной оценке соответствия соискателей квалификационным требованиям на должности в системе муниципального управления. Наряду с оценкой компетенций для отдельных групп должностей оцениваются психологические и личностные особенности претендентов. По результатам оценки для соискателей, ставших муниципальными служащими, реализуются адаптационные программы. Помимо МАУ "ИРСИ" к обучению муниципальных служащих привлекаются вузы города. В 2021 году прошли повышение квалификации 191 человек, или 17,3% муниципальных служащих. Высокий процент по обучению был достигнут за счет учебных мероприятий, проведенных в дистанционном формате и в формате учебных семинаров и тренингов. Однако дистанционные программы, позволяющие проходить обучение одновременно значительному количеству слушателей, из-за трудоемкого и дорогого процесса актуализации их содержания в перспективе потребуют дополнительных финансовых ресурсов на обновление. В ином случае доля муниципальных служащих, повышение квалификации которым возможно обеспечить за счет средств городского бюджета, снизится до ожидаемых 12 - 14%.
Учитывая, что повышение квалификации муниципальных служащих не исчерпывается какими-либо ограничениями по формату работы, трудности разработки и актуализации учебного инструментария не относятся к существенным сдерживающим факторам профессионального развития кадров. На современном этапе из числа проблем профессионализации кадров следует выделить:
- низкое качество общеобразовательной подготовки молодых специалистов - соискателей должностей в системе муниципального управления и муниципальной службы, особенно по русскому языку, что предполагает необходимость их дополнительной подготовки уже в процессе работы;
- культивирование в обществе негативного представления о муниципальных (государственных) служащих. Отрицательный образ чиновника осознается общественностью и служащими как дискриминация по признаку места работы. Данный социальный конфликт в одном случае препятствует притоку на службу высокопрофессиональных кадров, в другом - демотивирует уже работающих, снижает эффективность труда, способствует профессиональному выгоранию.
Для изменения ситуации настоящей муниципальной программой предусматриваются меры по преодолению негативных обобщений о системе муниципальной службы и формированию социально одобряемого реалистичного представления о служебной деятельности и служащих, расширение программ обучения за счет включения в их число коррекционных, направленных на выявление особенностей личности, способствующих или препятствующих служебной деятельности, включая пороговые состояния и снятие фактора профессионального выгорания.
Существенную роль в повышении уровня профессионализма муниципальных служащих играет эффективное использование ресурса побратимских, партнерских отношений с иностранными и российскими городами, так как центральным содержанием этих отношений является обмен опытом муниципального управления, наряду с совместной наработкой лучших практик взаимодействия с гражданским обществом и территориального общественного самоуправления.
Вследствие этого осуществление межмуниципальных, в том числе международных, связей занимает приоритетное место в ряду задач муниципального управления и характеризует пространственный аспект развития местного самоуправления.
В процесс межмуниципального сотрудничества по состоянию на 2022 год вовлечен ряд муниципалитетов, с которыми у города Ярославля закреплены прямые отношения разной степени значимости:
договоры о побратимских связях с городами Ювяскюля (Финляндия), Пуатье (Франция), Кассель и Ханау (Германия), Эксетер (Великобритания) и Берлингтон (США);
соглашения о сотрудничестве с городами Палермо (Италия), Бургас (Болгария), Нанкин (Китай), Дубница-над-Вагом (Словакия);
протоколы о намерениях с городами Цзюцзян (Китай), Ош (Киргизия), Злин (Чехия) и Полоцк (Беларусь).
С 2020 года Конституцией Российской Федерации закреплены общие принципы единой системы публичной власти в Российской Федерации, которым следуют и органы местного самоуправления. Одним из существенных механизмов реализации этих принципов являются межмуниципальные организации, устанавливающие горизонтальные связи между городами по основным вопросам муниципального управления. Город Ярославль давно и постоянно использует ресурсы межмуниципальных организаций для взаимодействия с муниципальными образованиями как иностранными, так и российскими, - членами этих организаций как в рамках мероприятий с множественным составом участников, так и для проведения отдельных встреч в ограниченном формате (круглых столов, семинаров, конференций). Таким образом, Ярославль принимает участие в следующих организациях:
Международная ассоциация "Породненные города" - города мира, которые связывают побратимские отношения;
Международная Ассоциация "Евразийское Региональное отделение Всемирной организации Объединенные Города и Местные Власти" - города евразийского региона, объединенные общими заботами о сохранении историко-культурного наследия;
Ассоциация "Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ)" - города столичного статуса или с населением свыше 300 тысяч человек, перед которыми встают подчас одинаковые задачи социально-экономического развития;
Союз городов Центра и Северо-Запада России - города соседствующих федеральных округов, обладающие схожими характеристиками состояния городской среды;
СОЮЗ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ - города, объединившиеся вокруг рассмотрения приоритетного вопроса совершенствования местного самоуправления, включая внедрение информационно-цифровых технологий, муниципально-частного партнерства и инструментов рынка, устойчивое развитие, прогрессивное жилищно-коммунальное хозяйство и маркетинг территорий;
Ассоциация "Совет муниципальных образований Ярославской области";
Межрегиональная Ассоциация субъектов РФ и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота.
Отмечаемыми на современном этапе сдерживающими факторами развития межмуниципального сотрудничества являются:
- высокая затратность мероприятий в научно-технической сфере, что обусловило значительный перевес доли мероприятий социально-гуманитарного профиля (в 2021 году реализовано 15 проектов международного обмена, в том числе лишь 1 в научно-технической сфере);