Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
По данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 1667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.
Выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с показателем 2020 года и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1% от суммарного объема выбросов в 2021 году.
Распределение объема выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина выбросов отмечается в Новокузнецком муниципальном районе - 403,630 тыс. т (25,18%) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73%). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).
В 2021 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2021 году составил 3,619 млрд т (95,129% от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области - Кузбасса).
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области - Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.
Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области - Кузбасса. С 2000 года издается региональная Красная книга, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесен 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.
В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кузбасса" осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кузбасса.
Кемеровская область - Кузбасс является крупнейшим индустриальным центром России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.
На территории Кемеровской области - Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).
01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), которыми Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополняется статьями 16.6, 75.1 и 78.2 и устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершенные в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).