(с изменениями на 11 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 31.03.2023 N 316, от 30.05.2023 N 623, от 29.06.2023 N 760, от 13.10.2023 N 1131, от 19.01.2024 N 33, от 24.04.2024 N 374, от 19.06.2024 N 535, от 08.08.2024 N 720, от 18.09.2024 N 850, от 11.11.2024 N 983)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы (приложение).
2. Финансирование муниципальной программы "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по социальной политике.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Заместитель мэра
города Ярославля
по взаимодействию
с общественностью,
международным связям
и обеспечению
деятельности мэрии
В.И.ГАВРИЛОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 31.03.2023 N 316, от 30.05.2023 N 623, от 29.06.2023 N 760, от 13.10.2023 N 1131, от 19.01.2024 N 33, от 24.04.2024 N 374, от 19.06.2024 N 535, от 08.08.2024 N 720, от 18.09.2024 N 850, от 11.11.2024 N 983)
N п/п | Позиции паспорта муниципальной программы | Содержание |
1 | Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы | Задача 2 "Повышение уровня культурного и физического развития жителей города" направления 2.3.1 "Развитие человеческого капитала" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов |
2 | Куратор муниципальной программы | Заместитель мэра города Ярославля по социальной политике |
3 | Ответственный исполнитель муниципальной программы | УК |
4 | Этапы и срок реализации муниципальной программы | 2023 - 2028 годы |
5 | Цель муниципальной программы | Формирование устойчивых конкурентных преимуществ отрасли "Культура", обеспечивающих социально-экономическое развитие Ярославля |
6 | Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей | 1. Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере культуры", ответственный исполнитель - УК. 2. ВЦП "Культурная среда города Ярославля", ответственный исполнитель - УК |
7 | Финансовое обеспечение муниципальной программы | Всего по муниципальной программе - 239252,3 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 1245181,3 тыс. руб.; 2024 год - 1394760,5 тыс. руб.; 2025 год - 1281982,3 тыс. руб.; 2026 год - 1290149,8 тыс. руб.; 2027 год - 1013589,2 тыс. руб.; 2028 год - 1013589,2 тыс. руб. В рамках национального проекта "Культура" (федеральный проект "Культурная среда") запланировано: всего - 38581,7 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 32580,3 тыс. руб.; 2024 год - 6001,4 тыс. руб. |
(п. 7 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 11.11.2024 N 983) | ||
8 | Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам | Всего по подпрограмме "Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере культуры" - 62383,8 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 40172,9 тыс. руб.; 2024 год - 19501,3 тыс. руб.; 2025 год - 1336,7 тыс. руб.; 2026 год - 1372,9 тыс. руб. В рамках национального проекта "Культура" (федеральный проект "Культурная среда") запланировано: всего - 38581,7 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 32580,3 тыс. руб.; 2024 год - 6001,4 тыс. руб. Всего по ВЦП "Культурная среда города Ярославля" - 7176868,5 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 1205008,4 тыс. руб.; 2024 год - 1375259,2 тыс. руб.; 2025 год - 1280645,6 тыс. руб.; 2026 год - 1288776,9 тыс. руб.; 2027 год - 1013589,2 тыс. руб.; 2028 год - 1013589,2 тыс. руб. |
(п. 8 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 11.11.2024 N 983) | ||
9 | Конечные результаты реализации муниципальной программы | Увеличение количества детей, включенных в систему дополнительного образования в сфере культуры, до 7570 человек. Увеличение количества выданных муниципальными библиотеками документов до 3400 единиц в год. Увеличение посещений Музея истории города Ярославля до 80000 в год. Увеличение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры до 91% |
Культуре принадлежит особая роль в развитии государства, региона, города. Именно уровень развития культуры является показателем экономической стабильности и социального благополучия. Ключевая идея этого процесса - опора на человеческий творческий потенциал как главный ресурс развития и конкуренции.
Именно культура оказывает важнейшее влияние на формирование среды жизнедеятельности человека, является инструментом развития города, повышения его конкурентоспособности, решения его социальных проблем, привлечения и удержания в городе человеческого и финансового капитала, развития туризма, улучшения имиджа города.
Функции культуры в современных социально-экономических условиях не только сохраняют свои традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые:
- культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества;
- культура обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания;
- особое значение сегодня получает способность культуры развивать творческий потенциал людей;
- от принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека;
- в современных условиях культура становится одним из эффективных условий и средств решения социальных проблем и снижения социальной напряженности, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие;
- мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных или креативных индустрий, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма;
- в современном мире возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются мощным имиджепорождающим фактором. Развитие культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население, которое гордится своей территорией, стремится сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие.
В целях создания основы для эффективного, динамичного развития сферы культуры в Ярославле формировалась и реализовывалась городская культурная политика, декларировавшаяся в ряде нормативных правовых актов. Последовательная реализация долгосрочных целевых программ, ведомственной целевой программы развития, муниципальной программы "Развитие культуры в городе Ярославле" позволила сосредоточить внимание на ключевых задачах в сфере культуры, решение которых не теряет своей актуальности и по сей день, а также реализовать долгосрочные перспективные проекты, направленные на дальнейшее развитие отрасли, достичь положительных результатов по ряду ведущих направлений деятельности. МП "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы является логическим продолжением муниципальных программ, действующих с 2005 года.
Обеспечение максимальной доступности культурных благ, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры является одной из основных задач культурной политики города. Доступность культурных благ для населения обеспечивается прежде всего сетью муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. По состоянию на 01.01.2022 в Ярославле работают 26 муниципальных учреждений отрасли "Культура":
- 10 муниципальных автономных учреждений города Ярославля, в том числе 9 домов и дворцов культуры, Ярославский зоопарк;
- 4 муниципальных бюджетных учреждения культуры: 2 централизованные библиотечные системы (31 библиотека), Ярославский городской джазовый центр, Музей истории города Ярославля;
- 11 муниципальных учреждений дополнительного образования "Детские школы искусств", из которых 2 автономных и 9 бюджетных учреждений;
- 1 казенное учреждение - Центр обеспечения функционирования отрасли.
Результаты SWOT-анализа, проведенного специалистами отрасли "Культура", свидетельствуют о растущих культурных потребностях жителей города, востребованности предоставляемых учреждениями культуры услуг; необходимости обеспечения беспрепятственного доступа к получению услуг в сфере культуры для всех категорий населения; сложной кадровой ситуации в отрасли; необходимости внедрения в практику работы учреждений отрасли инновационных форм и методов работы, соответствующих потребностям различных категорий жителей города; необходимости сохранения существующих и развития новых брендов города Ярославля; важности сохранения и развития системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей; активизации информационной деятельности учреждений отрасли, использовании интернет-пространства в целях анонсирования своей деятельности.
В деятельности учреждений культуры города отмечается дефицит использования маркетинговых и рекламных технологий, в то время как маркетинг "высокой" культуры открывает широкие возможности для осуществления интеллектуальной стимуляции, систематической целенаправленной "обработки" населения, особого внушающего информирования, пробуждения интереса, привлечения к качественным культурным событиям и ценностям, формирования верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций.
В настоящее время существует необходимость дальнейшего закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов города Ярославля с помощью таких медиатехнологий, которые позволяют в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею. На сегодняшний день в городе Ярославле процесс продвижения муниципальных культурных продуктов сдерживается следующими факторами:
- отсутствием маркетинговых служб в большинстве учреждений культуры города и, как следствие, отсутствием маркетинговых стратегий по продвижению культурных продуктов того или иного учреждения;
- недостаточным объемом и масштабом международных культурных обменов, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях), организации выступлений творческих коллективов города в столице и регионах Российской Федерации;
- недостаточным представлением культуры города Ярославля во всероссийском информационном пространстве;
- ограниченным объемом бюджетного финансирования и спонсорской поддержки имиджевых проектов;
- слабой освоенностью культурной сферой современных технологий связи с общественностью.
Основные приоритеты в деятельности учреждений отрасли "Культура" определяются с учетом многолетней практики работы в контексте реалий настоящего времени:
- учреждения отрасли "Культура" участвуют в реализации национального проекта "Культура", в числе основных приоритетов которого увеличение к 2030 году числа граждан, вовлеченных в культуру, путем создания современной инфраструктуры культуры, внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности. В рамках национального проекта предусмотрено обеспечение детских школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием, методическими материалами, реконструкция библиотек, активизация деятельности учреждений в цифровом пространстве;
- перевод учреждений отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее привлекательную сферу общественной деятельности, в том числе посредством широкого внедрения информационных технологий;
- повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
- создание условий для доступности участия всего населения города в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья в активную социокультурную деятельность;
- создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания горожан, укрепление материально-технической базы сферы культуры, развитие самодеятельного народного творчества.