Исходя из двух основных принципов функционально-пространственного зонирования (статического и динамического) территория Югры дифференцируется на зоны ускоренного экономического роста, охватывающие перспективные и свежие ареалы нефтедобычи в Ханты-Мансийском муниципальном районе, а также на периферии Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского и Белоярского муниципальных районов, и противопоставленные им зоны экологического резерва, представляющие собой неосвоенные территории, лесной фонд и территории сельскохозяйственных угодий (рисунок 4).
Схема размещения основных зон социально-экономического
развития автономного округа
Рисунок 4
Ускоренный экономический рост предшествует активному заселению территории: соотнесение экономического роста и заселения результирует в формирование социального каркаса территории, развитие социальных связей и диверсификации экономической деятельности. Обозначенное "социальное ускорение" охватывает территорию естественным путем сложившихся агломерационных образований региона, в том числе агломерационных центров - городов Сургут, Нижневартовск, Когалым, куста городов в западной части региона - от города Югорск до города Нягань. Именно эта зона максимально перспективна относительно поисков новых точек роста и ожидаемой диверсификации экономики. Особые ареалы, не зависимые от фронтирного цикла, - города Сургут и Ханты-Мансийск. В первом случае произошло органичное встраивание города в национальную экономику с последующим насыщением городской экономики широким набором отраслей, усложнением и модернизацией производственных процессов. Во втором случае диверсифицирующим фактором выступил сектор государственного управления: именно в городе Ханты-Мансийске - административном центре автономного округа расположена большая часть административных учреждений региона, существенно влияя на занятость в городе и составляя тем самым конкуренцию нефтедобыче.
В зависимости от специализации и динамики структурных преобразований экономики на территории Югры было выделено три основные зоны: зоны бума экономического роста, "социального укоренения" и экологического резерва. Каждой зоне свойственны особый набор отраслей специализации, их определенная пропорция (таблица 3).
Свойства функциональных зон
Таблица 3
Зона | Особенности хозяйственной деятельности | Особенности расселения |
Бум экономического роста | Проведение нефтедобычи, разработка новых месторождений; развитие лесопромышленного комплекса | Широкое распространение вахтовых поселков, рост новых населенных пунктов городского типа |
Социальное укоренение | Диверсификация экономической деятельности, развитие "экономики города" (сферы услуг, торговли, коммунального хозяйства), социальной инфраструктуры и комплиментарных для нефтедобычи отраслей | Развитый каркас городских населенных пунктов, формирование городских агломераций, агломерационных образований и устойчивых межпоселенных связей |
Экологический резерв | Ведение сельского (в том числе лесного) хозяйства, установка режима ООПТ | Разреженная очаговая сеть сельских населенных пунктов, в том числе с преобладанием коренного населения |
Границы выделенных функциональных зон мобильны и регулируются внутрирегиональными транспортными потоками: ареал "социального укоренения" напрямую связан с зоной транспортной доступности крупных городов региона. Темпы ввода жилья и его пространственное распределение задают вектор преобразования границ зоны "социального укоренения". Границы "экологического резерва" и "бума экономического роста" взаимозависимы: дальнейшее распространение второй зоны накладывается на конфигурацию первой. Напротив, за "бумом экономического роста" следует включение территории в зону "социального укоренения" по мере интеграции данной территории в опорный каркас расселения.
Выделенные функциональные зоны предполагают внедрение собственного режима использования территории для каждой из них. Согласно концепции поляризованного ландшафта интенсивное хозяйственное освоение территории с последующим процессом расселения, требует создания связанной сети ООПТ, в ином случае - выделения особой функциональной зоны, соответствующей "экологическому резерву". Необходимо расширение сети ООПТ и размежевание экологического резерва на территории, перспективные в хозяйственном освоении, и природоохранные, формирующие экологический каркас территории.
Зона "социального укоренения" в перспективе должна представлять собой плотно заселенную территорию с развитыми межпоселенными связями, сложной структурой экономики, эффективно функционирующей социальной инфраструктурой. Перечисленные задачи требуют соответствующих институтов управления, как правило, концентрирующихся в муниципальных администрациях. Однако критерий межпоселенных связей, благодаря которым изолированные населенные пункты образуют каркас расселения, подразумевает наличие органов управления более высокого уровня. Концепции и стратегии развития городских агломераций, а также соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, заключаемые в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 11 марта 2022 года N 89-п "О типовой форме соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях развития агломерации", позволят координировать взаимодействие муниципалитетов в области принятия управленческих решений позитивного развития агломерационных процессов.
Зона "бума экономического роста" по своей конфигурации наиболее мобильна ввиду перманентного пространственного градиента от зоны "социального укоренения" к экологическому резерву. Стремительный рост нефтедобычи и сопровождающий его демографический бум формируют высокие экологические и социальные риски для территории. В связи с этим обязательной представляется соответствующая нормативная база, в рамках которой должен осуществляться регулярный мониторинг экологического воздействия на территорию, изучение социальной нагрузки в быстрорастущих "фронтирных населенных пунктах". Постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" задает метрики оценки экологической ситуации на лицензионных участках операторам нефтедобычи, однако не учитывает их конфигурацию и соотнесения с функциональными зонами. Дифференциация экологических стандартов в зависимости от функциональной зоны могла бы снизить потенциальные риски для территории. В свою очередь, социальные риски регулируются системой СНИП, а также целевыми показателями на региональном и муниципальном уровнях. Функциональное зонирование позволяет выделить проблемные "фронтирные населенные пункты", обозначить их в качестве территории опережающего развития и дифференцировать целевые установки вне границ муниципальных образований, но в соответствии с функциональной зоной.
Ключевые проблемы:
Зависимость от макроэкономических факторов и конъюнктуры сырьевых рынков, оказывающих влияние на состояние нефтегазовых компаний и, как следствие, на связанные с ними населенные пункты.
Отсутствие приоритетности развития автономного округа на федеральном уровне ввиду приоритизации развития геостратегических приграничных территорий.