Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера.
С конца февраля 2022 года организациями ведется работа по перестраиванию логистических и кооперационных цепочек, адаптации ассортимента выпускаемой продукции под новые запросы.
За первое полугодие 2022 года экономические последствия санкционного давления до конца не определены и предположительно начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года. Тенденции развития крайне неустойчивы, а их трансформация во многом зависит от того, как быстро удастся преодолеть последствия введенных ограничений.
Прогноз составлен с расчетом сохранения санкционного давления минимум до 2025 года.
Многие ранее обозначенные ориентиры социально-экономического развития Свердловской области не утратят своей значимости и в среднесрочном периоде. Например, сохранит и усилит свое влияние программа импортозамещения, связанная с введенными санкциями. В среднесрочном периоде продолжится трансформация структуры внешнеторговых операций Свердловской области, выстраивание производственных цепочек, обеспечение эффективной кооперации в рамках импортозамещения, формирование взаимодействия между производителями и потребителями продукции.
Восстановление инвестиционной активности обеспечит основу для увеличения темпов экономического роста. Основным импульсом роста станет реализация проектов импортозамещения. На федеральном и региональном уровнях государственной власти предусмотрен комплекс мер, направленных на поддержку и стимулирование капитальных вложений, обеспечение комфортной и доступной бизнес- и инвестиционной среды, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать перезапуск логистических цепочек поставок, ускоренное развитие импортозамещающих производств, а также реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программой Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Повышение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры Свердловской области, в том числе за счет улучшения параметров автомобильных дорог общего пользования, увеличения пропускной способности всех видов транспорта, системное наращивание логистических возможностей, эффективная реализация транзитного потенциала на фоне переориентации логистических потоков на восток, активная интеграция в систему международных транспортных коридоров внесут существенный вклад в поддержание устойчивости и дальнейшее развитие экономики Свердловской области.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области в прогнозируемый период будут оказывать восстановление потребительского спроса, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, рост денежных доходов населения.
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в прогнозируемый период будут соответствовать общероссийским.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) усиление санкционного давления со стороны недружественных государств, высокая неопределенность относительно среднесрочных тенденций в экономике;
2) возможное введение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий, что приведет к росту текущих издержек бизнеса;