Действующий

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (с изменениями на 28 декабря 2022 года)



Перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих социально-экономическое развитие


Основные проблемные вопросы региона, сдерживающие его социально-экономическое развитие, обозначены в документах стратегического планирования (Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ (далее - Стратегия Хакасии 2030) и Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (постановление Правительства Республики Хакасия от 22.06.2020 N 338), которые по оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия останутся актуальными в среднесрочной перспективе.


Также на развитии республики отрицательно отражается низкая инвестиционная активность организаций республики и снижение доли инвестиций, вкладываемых малым и средним бизнесом, в общем объеме инвестиций, обусловленное уменьшением количества малых предприятий.


В регионе существуют проблемы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной отрасли: высокие тарифы на электроэнергию; отсутствие на федеральном уровне мер государственной поддержки переработчикам сельхозпродукции. Решение проблемы: предусмотреть в государственной программе Российской Федерации развития сельского хозяйства субсидии для сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на развитие овцеводства, покупку сельхозтехники, оборудования по переработке сельхозпродукции, строительство зданий и сооружений сельхозназначения, на приобретение ГСМ для сельскохозяйственных работ, на приобретение электроэнергии для переработки сельхозпродукции.


Кроме того, во втором полугодии 2022 года ожидается возникновение ряда проблем, создающих риски для республиканского бюджета Республики Хакасия, обусловленные следующим:


1) ситуация с отгрузкой угля в восточном направлении осложнилась в связи с приостановкой действий Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. В этих условиях с 01 июня 2022 года проиндексированы на 11% действующие тарифы, сборы и платы при перевозках угля, приостановлено действие понижающих коэффициентов к тарифам на экспортные перевозки угля. В результате крупнейшие угледобывающие компании отмечают увеличение стоимости доставки энергетического угля от 58% до 68%.


Введенное эмбарго на российский уголь со стороны Евросоюза с августа 2022 года формирует риски значительного сокращения экспорта угля уже в 2022 году. Действующая санкционная политика уже сегодня привела к росту фрахта судов в 2 - 3 раза.


В этой связи во втором полугодии 2022 года угольные компании ожидают значительное падение доходов;


2) неоднозначная ситуация отмечается и в алюминиевой отрасли.


С марта 2022 года правительство Австралии ввело запрет на экспорт глинозема, который составляет почти 20% спроса РУСАЛа. В связи с неизбежными логистическими и транспортными проблемами на Черном море и прилегающей территории РУСАЛ вынужден приостановить производство на Николаевском глиноземном заводе.


Эти обстоятельства создают угрозу значительного снижения прибыли в текущем году, оценить объем которой в настоящее время не представляется возможным.


Снижение налогооблагаемой прибыли со второго полугодия 2022 года может привести не только к падению поступлений в республиканский бюджет Республики Хакасия налога на прибыль организаций, но и к возможному возврату налога из бюджета.