ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2022 года N 1115-пп


О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению.


2. Руководителям органов исполнительной власти Оренбургской области (участникам прогноза) до 1 апреля 2024 года представить в министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области информацию о реализации прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


3. Признать утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 27.10.2020 N 908-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике Оренбургской области - министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.


5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 октября 2022 г. N 1115-пп



Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Оренбургской области за отчетный период


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее - Оренбургстат), численность населения Оренбургской области на 1 января 2022 года составила 1924,6 тыс. человек, что на 18,3 тыс. человек меньше численности на 1 января 2021 года.


В Оренбургской области 1175,4 тыс. человек (61,1 процента) - городские жители и 749,2 тыс. человек (38,9 процента) - сельские жители.


Численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2022 года составила 55,86 процента от общей численности населения, что выше значения на 1 января 2021 года на 1,21 процента в связи с повышением пенсионного возраста.


В 2021 году в Оренбургской области зарегистрировано 18126 родившихся (97,1 процента к уровню 2020 года) и 36423 умерших (114,5 процента к уровню 2020 года). Естественная убыль населения за 2021 год составила 18297 человек.


Экономический рост в Оренбургской области за 2020 год, по данным Оренбургстата, превысил среднероссийское значение (97,8 процента) и составил 99,0 процента к уровню 2019 года.


Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения составил 538,97 тыс. рублей. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 28 место, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) - 3 место.


Исходя из итоговых значений, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2021 году ВРП оценивается на уровне 1239 млрд. рублей, или 102,4 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.


К началу 2022 года экономика Оренбургской области постепенно восстановилась, преодолевая последствия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.


За 2021 год по сравнению с 2020 годом основные показатели социально-экономического развития Оренбургской области сложились следующим образом:


индекс промышленного производства - 100,2 процента;


индекс продукции сельского хозяйства - 82,2 процента;


объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 103,5 процента;


ввод в действие жилых домов - 113,9 процента;


индекс оборота розничной торговли - 107,3 процента;


индекс объема платных услуг населению - 105,9 процента.


На развитие экономики и социальной сферы в 2021 году были направлены инвестиции в объеме 198131,4 млн. рублей, что составило 95,9 процента к уровню 2020 года. Снижение индекса физического объема инвестиций связано с завершением крупных инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях промышленности и энергетике.


Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2021 году составила 38356,5 рубля, или 109,4 процента к уровню 2020 года.


По итогам 2021 года, на основании данных Оренбургстата, среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 7 место в ПФО и 24 место по России по объему ввода жилья; по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур - 6 место и 23 место соответственно; по производству молока - 7 место и 18 место соответственно; по производству скота и птицы на убой в живом весе - 6 место и 25 место соответственно; по наиболее дешевому минимальному набору продуктов питания - 6 место и 13 место соответственно.


В связи с изменившимися внешними условиями, связанными с международными санкциями (ограничениями) в марте 2022 года, ряд показателей социально-экономического развития Оренбургской области за январь - август 2022 года свидетельствуют об отрицательной динамике:


индекс промышленного производства составил 94,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Снижение обусловлено возникшими проблемами промышленных предприятий с исполнением заказов компаний, расположенных на территории Европы, а также с логистическими сложностями в поставках продукции. Нехватка импортных комплектующих и нарушения в логистике стали серьезной проблемой для предприятий. Развитие региональных поставок в дружественные страны затрудняет проблема зависимости производства ряда предприятий от импорта сырья, материалов и комплектующих, ранее поставляемых из недружественных стран.


Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", составил 96,4 процента. Снижение обусловлено проблемами в поставке строительных материалов и комплектующих изделий, повышением цен на них, нехваткой иностранной рабочей силы.


Индекс оборота розничной торговли составил 94,0 процента. Причинами снижения данного показателя является падение реальных доходов населения (снижение потребительского спроса), падение курса рубля в конце I квартала 2022 года, нарушение логистических цепочек поставок товаров, рост цен на товары, закрытие магазинов международных сетей.


Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области оперативно разработаны планы первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития в условиях внешнего санкционного давления (далее - Планы), которые на регулярной основе дополняются новыми мероприятиями в зависимости от выявленных рисков и потребностей. Мероприятия Планов способствуют процессам адаптации бизнеса и экономики к новым экономическим условиям.


В настоящее время внутренний рынок Оренбургской области адаптируется к текущим условиям достаточно быстрыми темпами. Появляются каналы параллельного импорта электроники, автозапчастей и других товаров народного потребления через ОАЭ, Турцию, Иран, страны Средней Азии и Китай.


За январь - август 2022 года развитие экономики по отдельным макроэкономическим показателям отмечалось в положительной динамике:


индекс продукции сельского хозяйства - 131,7 процента;


ввод в действие жилых домов - 126,5 процента;


индекс объема платных услуг населению - 108,3 процента;


индекс оборота общественного питания - 102,7 процента;


грузооборот автомобильного транспорта - 109,5 процента.


По итогам 8 месяцев 2022 года, на основании данных Оренбургстата, среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 4 место в ПФО и 13 место в России по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, 8 место в ПФО и 25 место в России - по вводу жилья; 8 место в ПФО и 26 место в место России - по вводу индивидуального жилья.



Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Оренбургской области на среднесрочный период


На развитие Оренбургской области оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.


К внешним факторам относятся ограничения в экономике в связи с изменившимися внешними условиями, вызванными международными санкциями (ограничениями), в том числе сокращение импорта и уход иностранных партнеров с рынка России, потеря экспортных рынков, задержки в структурной перестройке производственных и логистических цепочек, потребность в переориентации поставок, снижение цен на товары российского экспорта, проблемы во взаиморасчетах, а также высокая неопределенность в развитии мировой экономики и возможное ужесточение санкций. Введенные международные санкции (ограничения) привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора.


К внутренним факторам, влияющим на тенденции социально-экономического развития Оренбургской области в среднесрочном периоде, относятся недостаточный уровень инвестиционных вложений в основной капитал, низкий уровень внедрения инноваций, в том числе цифровых технологий, инструментов бережливого производства, направленных на повышение производительности труда, усиление конкуренции с другими регионами в части привлечения инвесторов, а также демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного и миграционного прироста населения.


Ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля приводят к ускорению инфляции.



Направления (приоритеты) социально-экономического развития Оренбургской области исходя из задач, определенных национальными и региональными проектами, а также государственными программами Оренбургской области Сценарные варианты развития Оренбургской области


Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области (далее - прогноз) разработан на основании сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, размещенного на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Основные параметры прогноза сформированы в двух вариантах.


Консервативный вариант ориентирован на менее благоприятную экономическую ситуацию в условиях более жесткого санкционного режима и медленной перестройки производственно-логистических цепочек.


Базовый сценарий принят за основу прогноза и предполагает ускоренную адаптацию экономики к новым условиям. В нем заложена реализация системных решений и приоритетов, принятых Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области. В их числе - переориентация российских экспортных поставок и развитие транспортно-логических коридоров, импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета и ускоренная цифровизация, стимулирование предпринимательской деятельности и частной инвестиционной активности, развитие финансовой системы, повышение гибкости рынка труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»