Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года



3.3.6.2. Развитие сферы торговли, общественного питания, бытовых и гостиничных услуг


От эффективности организации деятельности торговли, общественного питания и бытовых услуг (географическая доступность товаров и услуг для населения, минимизация издержек и оптимизация процессов по их оказанию) напрямую зависят объем продаж, доля местных товаров и услуг в ассортименте их региональных продаж и в конечном счете величина валового регионального продукта.


Основная цель развития торговли - удовлетворение спроса населения и бизнеса в потребительских и промышленных товарах через развитие многоформатной инфраструктуры торговли и предпринимательской активности. На первом этапе (2022 - 2024 годы) развитие отрасли будет осуществляться за счет реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и развития бренда Республики Дагестан "Сделано в Дагестане" в целях продвижения региональной продукции. Развитие малого семейного торгового бизнеса в различных форматах предусматривает привлечение собственных и заемных средств, в том числе кредитов коммерческих банков и льготные займы Фонда поддержки малого предпринимательства и Гарантийного фонда Республики Дагестан. Далее, в 2025 - 2030 годах, предусматриваются построение полноценной "матрицы" торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей Республики Дагестан, выстраивание системы мультимодальной и многорежимной логистики, обеспечивающей доставку товаров как по экспорту, так и по импорту.


Приоритетом развития торговли в Республике Дагестан является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности путем дерегулирования, либерализации торговли и максимального высвобождения частной инициативы. Такая модель является комфортной потребительской средой, обеспечение которой является задачей органов власти Республики Дагестан. Вместе с тем, учитывая лидирующую роль торговли и услуг в региональной экономике и в обеспечении занятости населения, необходимо использовать все имеющиеся государственные нормативные инструменты планирования, регулирования и контроля отрасли.


Основными целями развития торговли в Республике Дагестан являются:


1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по экономически доступным ценам в пределах территориальной доступности.


2. Повышение оперативности и качества торгового сервиса.


3. Создание условий для обеспечения продовольственной безопасности и основных направлений развития торговли в Республике Дагестан.


Поставленные цели обуславливают необходимость решения основных задач:


содействие развитию торговой деятельности, создание благоприятных условий для ее совершенствования;


создание условий для расширения рынков сбыта продукции дагестанских предприятий;


содействие развитию многоформатной инфраструктуры торговли (федеральные и региональные торговые сети, точки общепита и сфера услуг, малые форматы торговли, интернет-торговля), основанной на принципах достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью торговых объектов;


создание оптовых продовольственных рынков на агломерационных территориях (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 года N 2689-р "Об утверждении Концепции развития оптовых продовольственных рынков на территории Российской Федерации");


развитие сети дискаунтера "Светофор", а также привлечение других дискаунтеров;


развитие стрит-ритейла в городах;