ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2023 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2023 год и на период до 2025 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - сценарные условия), основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года, утвержденной Законом Ставропольского края "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года", с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2022 г. N 655-рп.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2021 год и январь - июнь 2022 года, а также прогнозные данные органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Кроме того, в 2022 году разработка Прогноза осуществлялась не только с учетом восстановления экономических условий, связанных с эпидемиологическими факторами, но и с учетом развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, в связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития в среднесрочном периоде.
Разработка Прогноза осуществлялась исходя из приоритетов и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы Президента Российской Федерации), с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики.
Прогноз разработан в трех основных вариантах: консервативный вариант, базовый вариант и целевой вариант. Различие вариантов Прогноза обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития, перспективами структурного и бюджетного маневра, возможностью сохранения санкционного режима со стороны некоторых стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки и продэмбарго со стороны России, а также вероятностью сохранения режима ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Консервативный вариант Прогноза разрабатывается на основе сценарных условий, характеризующих существенное ухудшение темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Базовый вариант Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Ставропольского края при сценарных условиях, характеризующих консервативные оценки темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Целевой вариант Прогноза основан на сценарных условиях, предусматривающих достижение значений целевых показателей социально-экономического развития Ставропольского края, обеспечивающих достижение целей и решение задач стратегического планирования Ставропольского края.
Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
В 2021 году валовой региональный продукт Ставропольского края (далее - ВРП края) оценочно составит 968,56 млрд рублей, индекс физического объема ВРП края - 104,00 процента. В 2022 году в условиях изменения геополитической и экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе в Ставропольском крае, в связи с санкционным давлением со стороны недружественных государств, по предварительной оценке, ВРП края в сопоставимых ценах снизится по сравнению с 2021 годом на 3,00 процента, при этом его размер в действующих ценах составит 923,87 млрд рублей.
С учетом принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительством Ставропольского края мер по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления по базовому варианту Прогноза в 2023 году ожидается восстановительный рост экономики Ставропольского края, индекс физического объема ВРП края, по предварительной оценке, составит 100,00 процента. В плановом периоде 2024 - 2025 годов ожидаются ежегодные умеренные темпы роста ВРП края в диапазоне от 102,60 процента до 102,80 процента.
По консервативному варианту Прогноза в плановом периоде 2023 - 2025 годов темпы роста ВРП края ожидаются в диапазоне от 97,80 процента до 101,60 процента, по целевому варианту Прогноза - в диапазоне от 103,00 процента до 103,30 процента.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу за январь - июнь 2022 года на развитие экономики и социальной сферы Ставропольского края по полному кругу организаций использовано 97,73 млрд рублей инвестиций в основной капитал или 111,36 процента к соответствующему периоду 2021 года.
Прогнозируется, что объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2022 году составит 282,86 млрд рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 103,00 процента.