Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 октября 2022 года N 965-р


[О внесении изменения в распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2022 года N 617-р]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2023 N 704-р.
____________________________________________________________________



Изложить прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы, одобренный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2022 г. N 617-р, в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ



Приложение
к распоряжению
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 07.10.2022 N 965-р



Одобрен
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.06.2022 N 617-р



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ


Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102, государственных программ Чувашской Республики, состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики в 2021 году и в январе - июле 2022 года, с учетом трендов развития российской экономики и отечественных рынков, реализуемых и планируемых к реализации в условиях геополитического и санкционного давления государственных мер поддержки.


1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики.


Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2021 году характеризовался следующими показателями:


объем валового регионального продукта (далее также - ВРП) в 2021 году, по оценке, - 102,3 процента в сопоставимых ценах (по России объем валового внутреннего продукта - 104,7 процента);


индекс промышленного производства - 99,8 процента (по России - 106,4 процента);


индекс сельскохозяйственного производства - 90,1 процента (по России - 99,1 процента);


объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 111,8 процента (по России - 106,0 процента);


объем ввода жилья - 124,1 процента (по России - 112,7 процента);


потребительская инфляция - 8,9 процента (по России - 8,4 процента);


оборот розничной торговли - 108,0 процента (по России - 107,8 процента), объем платных услуг населению - 110,7 процента (по России - 114,1 процента);


реальные располагаемые денежные доходы населения - 103,5 процента (по России - 103,0 процента);


численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на конец 2021 года, - 5024 человека (на конец 2020 года - 15372 человека).


Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - июле 2022 года характеризовался следующими показателями:


индекс промышленного производства - 98,9 процента (по России - 101,0 процента);


индекс сельскохозяйственного производства - 103,4 процента (по России - 102,2 процента) (январь - июнь 2022 года);


объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 121,0 процента (по России - 104,5 процента);


потребительская инфляция - 11,1 процента (по России - 11,0 процента);


оборот розничной торговли - 93,9 процента (по России - 95,7 процента);


объем платных услуг населению - 100,6 процента (по России - 104,2 процента);


численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 августа 2022 г., - 5678 человек (на 1 августа 2021 г. - 6583 человека).


Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом эффективной реализации новой модели экономической политики, включая реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года (далее - План первоочередных действий). Консервативный вариант предусматривает более существенное, чем в базовом варианте, замедление роста экономики в среднесрочной перспективе, более умеренные эффекты от реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию экономики Чувашской Республики к измененным условиям регионального развития.


Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке республиканского бюджета Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов используется базовый вариант прогноза.


2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на среднесрочный период.


К основным факторам и ограничениям (рискам) развития экономики на среднесрочный период относятся:


ужесточение действующего санкционного режима;


снижение экспорта товаров, изменение его структуры;


нарушение производственно-логистических цепочек;


колебания мировых цен на нефть, объемов ее потребления;


общий спад экономической активности;


снижение спроса на продукцию, производимую предприятиями в Чувашской Республике, приостановление действия ранее достигнутых договоренностей о поставке продукции;


снижение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций;


снижение потребительского спроса, сокращение оборота розничной торговли;


дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.


3. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики.


Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем валового регионального продукта, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.


По оценке, в 2022 году ВРП в реальном выражении составит 92,5 процента, в 2023 году - 99,4 процента, в 2024 - 2025 годах - 102,6 - 102,8 процента по базовому варианту. Среди факторов снижения ВРП во второй половине 2022 года и в 2023 году с учетом специфики его формирования в регионе присутствует снижение объемов промышленного производства, обусловленное ограничением возможности комплектования оборудования и техники, вероятностью срыва поставок импортных комплектующих, увеличением сроков поставок из-за усложнения механизма проведения платежей, необходимостью перехода на аналоги, что не обеспечивает необходимый уровень производительности труда. В 2024 - 2025 годах вследствие реализации новой модели экономической политики Чувашской Республики, ориентированной на обеспечение адаптации региона к новым условиям социально-экономического развития, устойчивости регионального развития прогнозируется прирост ВРП на уровне 2,6 процента в год по базовому сценарию. В 2025 году ВРП превысит уровень 2021 года на 0,3 процента.


Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе в 2023 - 2025 годах станут обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера информационных технологий, строительство, туризм, транспортно-логистическая инфраструктура, отрасли социальной сферы - здравоохранение и образование.


Индекс промышленного производства в 2022 году, по оценке, составит 97,0 процента к предыдущему году, в 2023 году по базовому варианту прогноза - 99,5 процента, в 2024 году - 100,8 процента, в 2025 году - 101,4 процента.


Замедление темпов снижения индекса промышленного производства в 2023 году свидетельствует об адаптации промышленности к условиям внешнего санкционного давления. Необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках.


На период адаптации экономики к новым условиям ключевым механизмом является импортозамещение. Сейчас для этого в рамках Плана первоочередных действий на федеральном уровне реализуется целый комплекс мер, предусматривающих обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования.


Ряд предприятий в Чувашской Республике, обладая значительным инновационным потенциалом, способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Чувашской Республике, так и в Российской Федерации.


В настоящее время в регионе продолжается реализация следующих крупных инвестиционных проектов:


создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации по современной технологии "Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40 - 90 л.с." в рамках механизма СПИК 2.0, ООО "Волжский комбайновый завод";


строительство производства перекиси водорода Н2О2 мощностью 50000 тонн в год по современной технологии "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом", ООО "Волжская перекись".


В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:


защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);


реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий республики в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировки технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»