Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности во всех отраслях экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Комплексная направленность программы обусловлена необходимостью решения задач в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах экономики Республики Саха (Якутия).
Жилищно-коммунальная сфера является одной из самых энергоемких отраслей экономики в Республике Саха (Якутия). Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий в бюджетном секторе, в жилищной сфере, в транспортном комплексе и в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", а также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 443 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)", которая вступает в силу с 1 января 2023 года.
Республика Саха (Якутия) является одним из передовых регионов, где реализуются ЭСК. Первый такой контракт заключен в 2011 году. Значительный опыт накоплен в реализации ЭСК в государственных (муниципальных) учреждениях.
Целевые показатели в приложении N 1 к программе рассчитаны по данным 12 крупнейших РСО тепловой энергии, электрической энергии и воды, которые имеют разветвленную сеть филиалов в муниципальных образованиях республики: ПАО "Якутскэнерго", АО "Сахаэнерго", ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", АО "Теплоэнергия", АО "Теплоэнергосервис", ООО "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей", АО "Намкоммунтеплоэнерго", ООО "предприятие Тепловодоснабжения", АО "Водоканал", ОАО "Нерюнгринский городской водоканал"; АО "Сахатранснефтегаз"; СП "Нерюнгринская ГРЭС" АО "Дальневосточная генерирующая компания". При этом ресурсноснабжающие организации несут ответственность за предоставленные данные. А также достижение целевых показателей возлагается на них.
В настоящее время качество сбора информации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ее доступность и система верификации (проверки) остается проблемным вопросом в данной отрасли, подтвердить достоверность представленных сведений не всегда представляется возможным. В связи с этим стоит вопрос пересмотра полномочий учреждения, которое будет обладать правами и обязанностями верификатора данных, предоставляемых в рамках исполнения показателей региональной программы.