ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2021 года ГС N 582-VI

О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О развитии научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия)"



Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "О развитии научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия)" (прилагаются).


2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), министру образования и науки Республики Саха (Якутия).


3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на "Официальном интернет-портале правовой информации".


4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.



Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
П.ГОГОЛЕВ



Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 17 февраля 2021 г. ГС N 582-VI


РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О РАЗВИТИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

г. Якутск

21 декабря 2020 года


Парламентские слушания состоялись в соответствии с примерной программой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и во исполнение рекомендаций круглого стола "О проблемах и перспективах развития научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия)" от 19 декабря 2019 года в целях общественного обсуждения и выработки предложений по реализации государственной научно-технической политики в Республике Саха (Якутия).


В Российской Федерации реализуется Стратегия научно-технологического развития, нацеленная на формирование эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Инструментами реализации задач инновационного развития страны являются федеральные научно-технические программы, программы фундаментальных научных исследований, комплексные научно-технические программы, "дорожные карты" рынков национальной технологической инициативы, а также научно-образовательные и научные центры мирового уровня.


В соответствии с национальным проектом "Наука" в 2019 - 2020 годах Правительством Российской Федерации поддержано создание 10 научно-образовательных центров мирового уровня, направленных на инновационные решения, решение технологических задач и подготовку кадров для новых отраслей экономики в регионах России - крупных и перспективных центрах экономического роста, центрах развития высокотехнологичного производства и геостратегических территориях.


2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий в Российской Федерации, в рамках реализации мероприятий которого будут поддержаны крупные научные проекты и федеральные исследовательские программы. Ведется работа по совершенствованию законодательства, направленная на повышение инвестиционной привлекательности науки, создание условий для проведения исследований и разработок на современном уровне, поддержку талантливой молодежи, развитие межрегиональной и международной кооперации, рост производства инновационной высокотехнологичной продукции и услуг.


Республика Саха (Якутия) является одним из геостратегических регионов России и в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации находится на 57-м месте. В республике сформирован значительный научно-технический потенциал. Однако структурные проблемы в сфере науки и технологий в последние годы не позволяют обеспечить его устойчивое воспроизводство как основного ресурса экономического и инновационного развития республики, Дальневосточного и Арктического макрорегионов в целом.


Кадровый потенциал науки в республике остается существенным. Численность исследователей с ученой степенью в 2019 году составила 1 192 человека (в 2010 году - 1 176 человек), или 16,6 процента от общего числа по Дальневосточному федеральному округу, в том числе докторов наук - 166 человек (16,6 процента), кандидатов наук - 542 человека (16,4 процента). Среднемесячная номинальная заработная плата в секторе науки составила в 2019 году 97 679 рублей (в среднем по Республике Саха (Якутия) - 73 402 рубля).


В то же время сокращается доля исследователей в возрасте до 39 лет (с 40,1 процента в 2010 году до 37,5 процента в 2019 году), а доля исследователей в возрасте старше 60 лет за указанный период увеличилась в 1,7 раза (до 38,6 процента). 52,3 процента исследователей заняты в сфере естественных наук, 15,4 процента - технических, 13,8 процента - гуманитарных, 7 процентов - общественных и сельскохозяйственных, 4 процента - медицинских наук. Наблюдается сокращение масштабов и результативности деятельности по подготовке научных кадров высшей квалификации.


Внутренние затраты на исследования и разработки существенно возросли за счет государственного финансирования и составили в 2019 году 2 974,9 млн. рублей (в 2010 году - 1 652 млн. рублей). В то же время доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте снизилась с 0,43 процента в 2010 году до 0,27 процента по итогам 2018 года и 0,25 процента в 2019 году (по Российской Федерации - 1,03 процента); расходы на оборудование и прочие затраты существенно сократились на фоне роста доли оплаты труда и социальных выплат (с 62,8 процента в 2010 году до 83,5 процента в 2019 году).


Техническая вооруженность науки в республике существенно возросла: доля машин и оборудования в основных фондах науки составила в 2019 году 43,4 процента, или 1 840 млн. рублей по полной учетной стоимости (в 2010 году - 33,2 процента). При этом данный прирост обеспечен преимущественно ростом приборной базы в секторе высшего образования - с 0,8 млн. рублей в 2010 году до 809 млн. рублей в 2019 году.


О результативности научных исследований можно судить по публикационной активности, динамике подачи заявок на патентную защиту полученных результатов научно-технической деятельности, числу внедренных технологий и производству технологичной продукции. Число научных статей на 100 исследователей в системе международного научного цитирования Scopus составляло в 2018 году 31 единицу. По данному показателю республика занимает второе место среди регионов Дальневосточного федерального округа после Приморского края. В то же время в республике в 2019 году подано 80 патентных заявок (в 2018 году - 108), получено 88 патентов (в 2018 году - 98), действуют 23 малых инновационных предприятия, созданных в соответствии с федеральными законами "О науке и государственной научно-технической политике" и "Об образовании в Российской Федерации". При достаточно позитивной динамике результативности фундаментальных исследований, разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий, высокотехнологичной продукции, в том числе экспортно ориентированной, на основе научных исследований не оказывают влияния на экономику страны и региона. Это связано как со сложившейся специализацией научных коллективов, так и со структурой предпринимательского сектора экономики региона.


Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 года N 740 в целях координации интеграционных процессов в сферах образования, науки и других отраслей экономики создан научно-образовательный центр "Север: территория устойчивого развития". Центр нацелен на создание интегрированного научно-технологического комплекса для проведения исследований и разработок мирового уровня, подготовки кадров, разработки и внедрения новых технологий и материалов, направленных на улучшение качества жизни населения северо-востока России, рациональное недропользование, устойчивое социально-экономическое развитие северных территорий. В декабре 2020 года по итогам конкурсного отбора на право создания научно-образовательного центра мирового уровня в рамках национального проекта "Наука" Республика Саха (Якутия) не вошла в перечень победителей второго этапа для предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях последующего оказания государственной поддержки научно-образовательному центру.


Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2020 года N 1640 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. Также разработан новый проект программы комплексных научных исследований экологического состояния вилюйской группы улусов и здоровья населения, проживающего на этих территориях, на период с 2019 по 2023 год.


Заслушав и обсудив доклад первого заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) М.Ю. Присяжного, участники парламентских слушаний отметили результативность и конструктивное взаимодействие постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций и Министерства науки и образования Республики Саха (Якутия) в части решения задачи формирования самостоятельного программно-целевого инструмента поддержки сектора науки, а также слаженную работу при обсуждении проекта государственной программы Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".


Вместе с тем, по мнению участников парламентских слушаний, остается нерешенной проблема недостаточной координации действий ключевых участников научной и инновационной деятельности в республике.


Необходимо принять дополнительные меры, направленные на сохранение и развитие научного потенциала республики в условиях модернизации науки, необходимости воспроизводства научных кадров, роста конкурентоспособности и мобильности сектора науки в республике, перехода государственного заказа на научные исследования на принципы конкурсности.


Необходимы дальнейшее развитие фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами в соответствии с "большими вызовами" и приоритетами научно-технологического развития страны и ее макрорегионов, разработка и реализация планов по подготовке научных кадров по приоритетным направлениям, создание условий для расширения источников финансирования прикладной науки и технологий, в первую очередь на основе реализации национального проекта "Наука", стимулирование кооперации сектора науки и образования с организациями, действующими в реальном секторе экономики с учетом региональной специфики, организационное содействие научным коллективам при подготовке конкурсных заявок в рамках реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств и инжиниринговых центров по сферам специализации.


С учетом вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:


1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (П.В. Гоголев):


1) сформировать межведомственную рабочую группу по разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике";


2) рассмотреть в период осенней сессии 2021 года ход реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" в части исполнения подпрограмм и мероприятий, в том числе мероприятий по организации комплексных научных исследований, созданию научно-образовательного центра "Север: территория устойчивого развития", созданию Всемирного центра мамонта;


3) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о необходимости внедрения дополнительных инструментов развития научно-технического потенциала геостратегических территорий Российской Федерации, в первую очередь Дальнего Востока и Арктической зоны;


4) разработать предложения по нормативному правовому обеспечению стимулирования участия хозяйствующих субъектов, действующих на территории Республики Саха (Якутия), в развитии научно-технической деятельности в интересах устойчивого развития региона.


2. Правительству Республики Саха (Якутия) (А.В. Тарасенко):


1) предусмотреть возможность расширения организационно-штатной структуры и усиления кадрового потенциала Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в целях реализации полномочий в области науки и государственной научно-технической политики;


2) координировать участие Республики Саха (Якутия) в национальном проекте "Наука";


3) рассмотреть возможность привлечения предприятий, действующих на территории Республики Саха (Якутия), к софинансированию проектов программы развития комплексных научных исследований, в том числе на основе заключения соответствующих соглашений в рамках "социальной лицензии" с недропользователями;


4) обеспечить формирование и определение приоритетной тематики (с учетом прикладной составляющей), учет полученных результатов и оценку эффективности научных и научно-технических проектов, выполняемых на конкурсной основе за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на основе принятия соответствующего нормативного правового акта;


5) в целях актуализации и усиления роли Академии наук Республики Саха (Якутия) как организации, призванной интегрировать научный потенциал и координировать научно-техническую деятельность в Республике Саха (Якутия), повышения эффективности института действительных членов Академии наук Республики Саха (Якутия) выработать научно обоснованную стратегии общественно-политического и социально-экономического развития республики в современных условиях;


6) рассмотреть программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" в части участия университета в социально-экономическом развитии субъекта, предусмотрев возможность реализации указанной программы за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом особенностей развития отраслей экономики и социальной сферы;


7) актуализировать состав межведомственной комиссии по контролю за реализацией мероприятий программы комплексных научных исследований экологического состояния вилюйской группы улусов и здоровья населения, проживающего на этих территориях, на период с 2019 по 2023 год, созданной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 года N 209-р;


8) представить в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отчет о работе межведомственной комиссии по контролю за реализацией мероприятий программы комплексных научных исследований экологического состояния вилюйской группы улусов и здоровья населения, проживающего на этих территориях, на период с 2019 по 2023 год.


3. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) (М.П. Сивцев):


1) совместно с отраслевыми министерствами Республики Саха (Якутия) и проектным офисом научно-образовательного центра "Север: территория устойчивого развития":


проанализировать итоги участия Республики Саха (Якутия) в конкурсном отборе на право создания научно-образовательного центра мирового уровня в рамках национального проекта "Наука" в 2020 году;


реализовать мероприятия по усилению системного взаимодействия организаций и учреждений науки, образования и бизнеса для совместного решения перспективных научно-технических и инновационных задач с участием крупных предприятий и формированию результативного диалога исследователей с представителями реального сектора экономики;


обеспечить участие образовательных учреждений в обсуждении стратегически важных тем и приоритетных направлений научно-исследовательских программ;


2) рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки развития научных школ в Республике Саха (Якутия), деятельности молодых исследователей по прикладным научно-техническим проектам, реализуемым в интересах социально-экономического развития республики;


3) рассмотреть возможность дальнейшей реализации программы "100 аспирантов" с учетом приоритетов развития науки и технологий Российской Федерации и особенностей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), предусмотрев соответствующие формы поддержки из внебюджетных источников и государственных внебюджетных фондов;


4) усилить взаимодействие с Министерством высшего образования и науки Российской Федерации по использованию доступных инструментов научно-технологического развития и мер государственной поддержки научной и научно-технической деятельности для социально-экономического развития территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»