МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 года N 833


Об утверждении муниципальной программы "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля" на 2023 - 2025 годы

(с изменениями на 11 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 03.10.2023 N 1085, от 30.01.2024 N 56, от 29.03.2024 N 289, от 11.06.2024 N 507)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов, утвержденной решением муниципалитета города Ярославля от 16.09.2020 N 400, постановлением мэрии города Ярославля от 25.01.2021 N 41 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов", постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить муниципальную программу "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля" на 2023 - 2025 годы (приложение).


2. Финансирование муниципальной программы "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля" на 2023 - 2025 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Заместитель мэра
города Ярославля
по вопросам
социально-экономического
развития города
И.В.МОТОВИЛОВ



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 13.09.2022 N 833



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ" НА 2023 - 2025 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 03.10.2023 N 1085, от 30.01.2024 N 56, от 29.03.2024 N 289, от 11.06.2024 N 507)




Паспорт муниципальной программы

N

п/п

Позиция Паспорта муниципальной программы

Содержание

1

Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы

Задача 4 "Формирование экологической политики города, направленной на развитие зеленой инфраструктуры и эффективное использование природных ресурсов" направления 2.3.3 "Пространственное развитие" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов

2

Куратор муниципальной программы

Заместитель мэра города Ярославля по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

3

Ответственный исполнитель муниципальной программы

ДГХ

4

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2023 - 2025 годы

5

Цель муниципальной программы

Обеспечение благоприятных условий для жизни населения на территории города

6

Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей

ВЦП "Повышение экологической безопасности в городе Ярославле" на 2023 - 2025 годы.

Ответственный исполнитель - ДГХ

7

Финансовое обеспечение муниципальной программы

Всего по муниципальной программе - 337508,1 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 102540,2 тыс. руб.;

2024 год - 131763,5 тыс. руб.;

2025 год - 103204,4 тыс. руб.

(п. 7 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 11.06.2024 N 507)

8

Финансовое обеспечение ВЦП

Всего по ВЦП - 337508,1 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 102540,2 тыс. руб.;

2024 год - 131763,5 тыс. руб.;

2025 год - 103204,4 тыс. руб.

(п. 8 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 11.06.2024 N 507)

9

Конечные результаты муниципальной программы

1. Снижение общего объема сброса в водные объекты неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод до 119 млн. м3/год.

2. Снижение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников до 36,5 тыс. т/год



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Город Ярославль - один из крупных индустриальных центров России с высокой долей обрабатывающего производства в экономике, что может повлечь значительное вредное воздействие на окружающую природную среду.


Благодаря реализации экологической политики и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в городе Ярославле в целом является стабильной.


Для города Ярославля, как и для большинства городов России, характерны условия выработки ресурса оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.


Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени не только наносят вред человеку, но и отрицательно влияют на экосистему в целом.


В 2021 - 2022 годах в результате реализации природоохранных мероприятий промышленными предприятиями города уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризовался как низкий. По результатам мониторинга случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха на государственной сети наблюдений на территории города Ярославля в 2021 - 2022 годах не наблюдалось.


Основные экологические проблемы города Ярославля по-прежнему связаны с антропогенным загрязнением поверхностных водных объектов, что оказывает влияние на здоровье населения и во многом определяет качество жизни.


Состояние поверхностных водных объектов в черте города Ярославля оценивается как удовлетворительное. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения в течение последних лет, по данным Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", не выявлено.


Устьевой участок р. Которосли находится под воздействием выпусков городской канализации и сбросов промышленных предприятий. Качество воды в 2022 году в створе не улучшилось и сохранилось в категории "очень загрязненная".


В фоновом створе (выше города) р. Волги качество воды сохранилось в категории "очень загрязненная". Качество воды в контрольном створе (ниже города) г. Ярославля в 2022 году также не изменилось и сохранилось в категории "очень загрязненная".


Основной причиной ухудшения качества водных объектов является увеличение промышленными предприятиями города объемов отведения неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.


Одним из источников загрязнения окружающей среды являются ртутьсодержащие отходы, переработку которых осуществляют МУП "Городское спецавтохозяйство" города Ярославля и ООО Фирма "Дельта". Услуги по сбору и утилизации ртутьсодержащих отходов от населения, финансируемые из городского бюджета, осуществляет МУП "Городское спецавтохозяйство" города Ярославля. За 2021 год МУП "Городское спецавтохозяйство" города Ярославля принято от населения города Ярославля 10000 отработанных ртутьсодержащих ламп.


На формирование неблагоприятной экологической ситуации в городе влияет высокая численность животных без владельцев.


В связи с отсутствием приюта для животных, отвечающего требованиям законодательства, в 2022 году мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев проведены не в полном объеме.


На территории города проводятся системные мероприятия по экологическому просвещению и информированию населения о качестве окружающей среды, повышению экологической грамотности населения, формированию у молодого поколения экологической культуры качественно нового отношения к окружающей природной среде.


Ежегодно с 15 апреля по 5 июня проводятся общероссийские Дни защиты от экологической опасности.


Системное решение экологических проблем на территории города целесообразно на базе реализации муниципальной программы.


Риски реализации муниципальной программы:


- финансовые риски, связанные с недофинансированием расходов на реализацию программных мероприятий, минимизировать которые можно за счет определения приоритетов для первоочередного финансирования, перераспределение средств внутри муниципальной программы по мероприятиям;


- административные риски связаны с несогласованностью отдельных действий между соисполнителями муниципальной программы, поэтому необходимо системное взаимодействие соисполнителей муниципальной программы; оперативный мониторинг выполнения мероприятий и своевременная актуализация муниципальной программы.


Для решения проблем в сфере улучшения экологической обстановки в городе Ярославле необходимо продолжать реализацию комплекса мер, которые заключаются в том числе в принятии и реализации согласованных решений органов городского самоуправления, предприятий и организаций по повышению эффективности внедрения природоохранных мероприятий на территории города и экологическому просвещению населения.


Такой подход основан на реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водоемы.


Успешная реализация муниципальной программы позволит обеспечить повышение экологической безопасности города, а также рост качества жизни населения.



II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


Одним из условий повышения качества жизни является благоприятная окружающая среда.


Основами политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, определены стратегические цели:


- экологически ориентированный рост экономики; сохранение благоприятной окружающей среды, природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений;


- реализация права граждан на благоприятную окружающую среду;


- укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.


Прогноз развития в сфере снижения антропогенного воздействия на окружающую среду города предполагает дальнейшее выполнение природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для жизни населения, улучшение состояния окружающей природной среды на территории города, отказ от практики потребительского отношения к окружающей среде, совершенствование системы сбора, вывоза, утилизации отходов потребления с постепенным переходом на раздельный сбор твердых коммунальных отходов от населения, развитие системы экологического образования населения, формирование основ экологической культуры и экологическое воспитание жителей.


Приоритетные направления деятельности мэрии города Ярославля в данной области:


- улучшение экологической обстановки в городе;


- повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;


- развитие сети наблюдения факторов окружающей среды, позволяющих получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды для составления прогнозов социально-экономического развития;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»