ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2022 года N 591


Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса



Во исполнение пункта 2 раздела III протокола президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 01.06.2022 N 20 Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию и цифровизации) Ващенко С.Н.



Первый заместитель председателя
Правительства Кемеровской области -
Кузбасса - министр финансов Кузбасса
И.Ю.МАЛАХОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 31 августа 2022 г. N 591



СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА



1. Основные положения



1.1. Основания разработки


Основаниями разработки Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса (далее - Стратегия цифровой трансформации) являются:


1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


3. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации".


4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".


5. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".


6. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".


7. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7.


8. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 N 915".


9. Закон Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года".


10. Закон Кемеровской области от 28.12.2016 N 103-ОЗ "О стратегическом планировании".


11. Закон Кемеровской области от 09.03.2005 N 47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса".


12. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2013 N 400 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Информационное общество Кузбасса" на 2014 - 2024 годы".


13. Постановление Губернатора Кемеровской области от 22.03.2019 N 17-пг "О координационном совете по цифровому развитию и использованию информационных технологий в Кузбассе".


14. Постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 09.06.2020 N 52-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса".


15. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".



1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий


В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:


1. Искусственный интеллект.


2. Цифровые двойники.


3. 3D-моделирование.


4. Информационное моделирование.


5. Аналитическая обработка данных.


6. Облачные технологии.


7. Системы распределенного реестра.


8. Интернет вещей.


Указанные технологии будут применены в различные сферах: например, искусственный интеллект будет использоваться для внедрения систем поддержки и принятия решений в таких сферах, как медицина и государственное управление, отдельные субтехнологии искусственного интеллекта, такие как обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, будут использоваться для роботизации рутинных процессов государственного управления (например, консультирование граждан, голосовое заполнение медицинских документов); создание цифровых двойников планируется в сфере "Городская среда" (в рамках реализации основных и дополнительных мероприятий Стандарта "Умный город"); технологии информационного моделирования будут использоваться в рамках реализации проекта "Развитие применения Технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства (далее - ОКС) и инфраструктуры" в строительстве; системы распределенного реестра применяются в рамках проекта "Цифровое портфолио ученика"; облачные технологии - в рамках проекта "Библиотека цифрового образовательного контента"; технологии интернета вещей будут задействованы при реализации проекта "Система контроля качества обращения ТКО/ТБО".



1.3. Особенности реализации Стратегии цифровой трансформации


Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года в году, предшествующем трехлетнему циклу финансового планирования Кемеровской области - Кузбасса, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии цифровой трансформации возможна ежегодно, но не более одного раза в год.


Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых субъектом Российской Федерации, в программе цифровой трансформации Кемеровской области - Кузбасса, которая утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в году утверждения Стратегии цифровой трансформации.


В Кемеровской области - Кузбассе может быть создан соответствующий центр компетенций по анализу и обработке данных, а также при необходимости для популяризации ИТ-специальностей и проектов по цифровой трансформации.



2. Карточка Стратегии цифровой трансформации (краткое содержание)

Наименование стратегии

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса

Срок реализации

Период 2022 - 2024 годов

Краткое направление Стратегии цифровой трансформации

1. Повышение благосостояния граждан Кемеровской области - Кузбасса.

2. Повышение уровня жизни граждан Кемеровской области - Кузбасса.

3. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Кемеровской области - Кузбассе.

4. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Кемеровской области - Кузбассе

Что делаем?

1. Проводим цифровизацию образовательной и научной деятельности, цифровизацию управления в сфере науки и высшего образования, повышаем уровень цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, меняем систему распределения контрольных цифр приема с учетом запроса реального сектора экономики региона, создаем единую экосистему цифровых сервисов и ИТ-решений, направленных на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и обеспечение доступности инфраструктуры для проведения исследований и разработок.

2. Создаем типовые системы интеллектуального управления региональной инфраструктурой, реализуем мероприятия проекта "Умный город" в рамках концепции цифровизации городской среды и развития умных городов в России, разрабатываем и внедряем платформы учета общественного мнения при определении приоритетов развития территорий, строительства объектов, развития социальной, коммунальной, транспортной и иных видов инфраструктуры.

3. Совершенствуем государственное управление в сфере природопользования, недропользования.

4. Модернизируем транспортную систему.

5. Формируем цифровую среду для предприятий промышленного сектора Кузбасса, внедряем новые программные решения на базе отечественных разработок.

6. Осуществляем переход к предоставлению массовых социально значимых региональных государственных и муниципальных услуг и сервисов в электронном виде, в режиме онлайн, проактивно, внедряем системы принятия управленческих решений, основанных на данных, автоматизируем региональные и муниципальные контрольно-надзорные функции, внедряем систему сбора и работы с обратной связью

Кто делает?

Министерство цифрового развития и связи Кузбасса

Результаты Стратегии цифровой трансформации до 2024 года

Формируется цифровое портфолио ученика, включающее все академические и личностные достижения;

обеспечена возможность использования цифрового портфолио для поступления в организации среднего профессионального образования, вузы, а также при трудоустройстве;

родители имеют возможность записать детей в дошкольные учреждения, школы и программы дополнительного образования по принципу 5 OK (проактивная запись в дошкольное учреждение, школу, на ОГЭ, ЕГЭ и объединение дополнительного образования);

45% обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников имеют равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетентности педагогических работников;

60% используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента позволяют обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ;

80% обучающихся и их родителей (законных представителей имеют возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и (или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании;

40% обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников имеют возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования;

90% педагогических работников имеют возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

в 90% образовательных организаций введение электронного документооборота позволило снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, дало возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов;

обеспечена возможность подачи заявления на прием в вузы через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ);

обеспечено развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего и дополнительного профессионального образования;

обеспечена возможность доступа к научному оборудованию путем бронирования онлайн, использования современного оборудования учеными и студентами;

обеспечена возможность разработки собственного программного обеспечения (далее - ПО) и реализации его через маркетплейс;

внедрены цифровые сервисы в сфере жилищно-коммунального хозяйства на базе экосистемы "Новый умный дом";

100% жителей городов старше 14 лет имеют возможность принять участие в решении вопросов городского развития в онлайн формате;

весь общественный пассажирский транспорт городского и пригородного сообщения на территории Кузбасса обеспечен системой безналичной оплаты проезда;

внедрена система видеонаблюдения в общественном транспорте Кузбасса;

обеспечен мониторинг и контроль движения транспортных средств в режиме реального времени,

доступ населения к актуальной информации о прибытии транспортных средств и изменениях маршрутов движения общественного транспорта, общественный контроль качества оказываемых транспортных услуг в режиме реального времени;

внедрена интеллектуальная транспортная система в г. Кемерово и г. Новокузнецке;

обеспечено предоставление мер социальной поддержки в электронном виде;

обеспечено предоставление мер социальной поддержки проактивно;

созданы дополнительные каналы информирования граждан о мерах социальной поддержки на основе ИТ-технологий;

78 массовых социально значимых услуг предоставляются в электронном виде;

созданы суперсервисы для граждан и бизнеса на региональном уровне;

обеспечено применение дистанционных методов контроля (надзора);

сокращены сроки подготовки, обработки исходящей и входящей корреспонденции за счет использования всеми органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органами местного самоуправления Кемеровской области - Кузбасса межведомственного юридически значимого электронного документооборота;

обеспечено предоставление отдельных видов сведений в режиме онлайн исполнительными органами Кемеровской области - Кузбасса при оказании государственных услуг за счет создания ведомственных витрин данных;

обеспечено создание региональных сервисов на платформе "Гостех";

создана инфраструктура применения электронного паспорта гражданина Российской Федерации на территории региона;

обеспечен переход на преимущественно электронные каналы приема и обработки сообщений и обращений граждан;

обеспечена гармонизация и непротиворечивость данных, содержащихся в информационных системах региона, однократный ввод информации;

обеспечен прием заявок на технологическое присоединение к инженерным сетям в электронном виде по принципу "одного окна";

обеспечен перевод строительной документации в электронный вид;

созданы функционирующие высокоинтеллектуальные интегрированные ИТ-системы по всем направлениям деятельности строительства, городского хозяйства и ЖКХ;

создана государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД) Кемеровской области - Кузбасса;

внедрена региональная система контроля качества обращения твердых коммунальных отходов/твердых бытовых отходов (далее - ТКО/ТБО);

обеспечена автоматизация взаимодействия исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса и водопользователей, в том числе автоматическое согласование и заключение договора водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, их регистрации в Государственном водном реестре;

сформированы цифровые паспорта промышленных предприятий;

создана единая открытая система мониторинга и анализа буровзрывных работ угольными предприятиями;

обеспечена возможность обучения государственных и муниципальных служащих компетенциям цифровой трансформации государственного управления в рамках образовательных программ дополнительного профессионального образования

Бенефициары Стратегии цифровой трансформации

1. Государственные и муниципальные служащие.

2. Государственные компании и организации.

3. Граждане в возрасте 15 - 17 лет.

4. Граждане в возрасте 15 - 17 лет.

5. Граждане в возрасте 18 - 24 лет.

6. Граждане в возрасте 25 - 34 лет.

7. Граждане в возрасте 35 - 59 лет.

8. Граждане в возрасте 60 лет и старше.

9. Граждане старше 16 лет.

10. Жители регионов.

11. Занятые в сфере (отрасли) - высшее образование.

12. Занятые в сфере (отрасли) - научные исследования и разработки.

13. Занятые в сфере (отрасли) - образование дополнительное.

14. Занятые в сфере (отрасли) - образование дополнительное.

15. Занятые в сфере (отрасли) - организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

16. Занятые в сфере (отрасли) - предоставление прочих видов услуг.

17. Занятые в сфере (отрасли) - сельское хозяйство и охота.

18. Инвесторы.

19. Индивидуальные предприниматели.

20. Иностранные туристы.

21. Исполнительные органы субъекта Российской Федерации.

22. Коммерческие организации.

23. Крупный бизнес (публичные и частные компании).

24. Малый и средний бизнес.

25. Молодежь.

26. Население, пострадавшее в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

27. Население.

28. Некоммерческие организации.

29. Образовательные организации.

30. Обучающиеся.

31. Организации - водоснабжение, водоотведение.

32. Организации - высшее образование.

33. Организации - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.

34. Организации - деятельность в области архитектуры и проектирования.

35. Организации - деятельность в области здравоохранения.

36. Организации - деятельность в области социальных услуг.

37. Организации - деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений

38. Организации - добыча энергетических ресурсов (уголь, нефть, газ).

39. Организации - научные исследования и разработки.

40. Организации - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.

41. Организации - организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

42. Организации - предоставление прочих видов услуг.

43. Организации - производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.

44. Организации - производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

45. Организации - производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

46. Организации - производство лекарственных средств и материалов.

47. Организации - производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

48. Организации - производство металлургическое.

49. Организации - производство прочих готовых изделий.

50. Организации - производство резиновых и пластмассовых изделий.

51. Организации - производство текстиля, одежды, изделий из кожи и меха.

52. Организации - производство транспортных средств.

53. Организации - производство химических веществ и химических продуктов.

54. Организации - производство электрического оборудования

55. Организации - производство электрического оборудования.

56. Организации - сельское хозяйство и охота.

57. Организации - строительство.

58. Организации - транспорт (кроме трубопроводного).

59. Органы государственной власти.

60. Органы местного самоуправления.

61. Педагогические работники.

62. Родители (законные представители).

63. Самозанятые граждане.

64. Стартапы.

65. Студенты вузов.

66. Студенты СПО.

67. Туристы (внутренние).

68. Федеральные органы государственной власти.

69. Школьники

Ресурсы

1. Федеральный бюджет.

2. Региональный бюджет.

3. Инвестиции

Долгосрочные социально-экономические эффекты

Повышение уровня образования в ИТ-сфере;

повышение качества образования;

создание условий для воспитания всесторонней и гармонично развитой личности;

развитие сферы высоких технологий;

прочные академические и научные связи между учреждениями образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО) и научно-исследовательскими институтами (далее - НИИ);

развитие человеческого капитала в интересах отраслей Кузбасса и регионального сектора исследований и разработок;

повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

улучшение качества городской среды;

формирование качественной и безопасной среды для пользования общественным транспортом;

обеспечение доступности и качества услуг пассажирского транспорта;

вовлечение промышленных предприятий в цифровизацию отрасли;

снижение временных, транзакционных издержек граждан и организаций, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, получением государственных данных

Связь с показателями национальных целей

1. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

2. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.

3. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%



3. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации



3.1. Цель цифровой трансформации


Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса является обеспечение социально-экономического развития, улучшение качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности, развитие экономического потенциала и повышение эффективности государственного управления в регионе за счет использования и широкого применения информационных технологий в основных отраслях экономики, социальной сферы и государственного управления.



3.2. Задачи цифровой трансформации


Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса:


1. Создание региональной системы управления данными и стандартизация информационных систем, используемых исполнительными органами Кемеровской области - Кузбасса и учреждениями региона.


2. Построение системы сбора и работы с обратной связью.


3. Внедрение системы принятия управленческих решений, основанных на данных.


4. Переход к предоставлению приоритетных массовых социально значимых региональных государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, в режиме онлайн, с проактивным оказанием услуг в тех случаях, когда это возможно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»