ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2022 года N 390


О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. N 383 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2024 годы"



Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. N 383 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2024 годы" изменения согласно приложению к настоящему Постановлению.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 30 августа 2022 г. N 390



ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 383 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2014 - 2024 ГОДЫ"


1. В Государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2024 годы" (далее - Государственная программа), утвержденной Постановлением:


1) в паспорте Государственной программы:


позицию "Задачи программы" изложить в следующей редакции:


"

Задачи программы

Разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, включая меры по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов

";


2) раздел 1 изложить в следующей редакции:


"1. Характеристика сферы реализации государственной

программы, основные проблемы и прогноз ее развития



Настоящая государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Содействие занятости населения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2024 годы разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2015 г. N 202 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Северная Осетия-Алания" и направлена на обеспечение государственных гарантий в области защиты от безработицы и права на труд и предупреждения роста напряженности на рынке труда.


Несмотря на ряд негативных факторов, в том числе связанных с влиянием последствий распространения новой коронавирусной инфекции, введением некоторыми странами санкций в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины, обеспечена положительная динамика основных макроэкономических показателей. Позитивные тенденции второй половины 2021 года сохранялись в январе - апреле 2022 года. Так, по итогам социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, характеризующего состояние реального сектора экономики:


индекс промышленного производства (ИПП) в январе - декабре 2021 года составил 144,8%, в январе - апреле 2022 года вырос на 13,1%;


инвестиции в экономику и социальную сферу республики за счет всех источников финансирования в 2021 году составили 34,5 млрд рублей, или 109,9% к соответствующему периоду 2020 года, в 1 квартале 2022 года - выросли на 24,4% до 4,0 млрд рублей;


ввод в эксплуатацию жилья на 1 января 2022 года увеличился на 34,6% к аналогичному показателю прошлого года, составив 322,2 тыс. кв. метров общей площади (в январе - апреле 2022 года - 124,9 тыс. кв. метров, с темпом роста 121,3%);


объем производства продукции сельского хозяйства в январе - декабре 2021 года вырос на 9,7%, составив 40,7 млрд рублей (в январе - апреле 2022 года - 5,3 млрд рублей, или 102,3%);


оборот розничной торговли увеличился на 11,7% в сопоставимых ценах и составил порядка 137,6 млрд рублей (январь - апрель 2022 года - 46,5 млрд рублей, или 103,6% к соответствующему периоду 2021 года);


сводный индекс потребительских цен к декабрю 2020 года в декабре 2021 года сложился на уровне 107,2%, в апреле 2022 года индекс потребительских цен составил 111,1% к декабрю 2021 года;


среднемесячная начисленная заработная плата за январь - декабрь 2021 года сложилась на уровне 32 999,2 рубля, или 108,3% к 2020 году, реальная заработная плата составила 100,2%, в январе - марте 2022 года среднемесячная заработная плата выросла на 8,9% (32 849,5 рубля), реальная заработная плата - 97,4%.


Среднемесячная численность занятого населения за январь - апрель 2022 года составила 274,4 тыс. чел., что выше аналогичного показателя 2021 года на 3,5 тыс. чел. Рассматривая динамику численности занятого населения в течение 2021 г., необходимо отметить, что методика Международной организации труда по расчету как безработных, так и занятого населения предполагает проведение опросов по различным заданным группам на территории, где численность занятого населения может дифференцироваться в зависимости от различных условий - наличия предприятий и возможностей трудоустройства, удаленности от административных центров, где есть большие возможности найти работу, а также структуры самого населения.


Рост численности занятого населения удалось обеспечить в результате проделанной межведомственной работы в рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку трудовой занятости населения по обучению (переобучению и повышению квалификации), на консультационную и грантовую поддержку желающих открыть собственное дело и создать рабочие места, на развитие семейной фермы в сельской местности, а также оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Эффективной мерой поддержки трудовой занятости молодежи стала стажировка выпускников.


Численность безработных граждан по методологии МОТ в среднегодовом исчислении составила 42,1 тыс. чел. в 2021 году, что сопоставимо с аналогичным показателем в январе - апреле 2022 года. Соответственно уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении составил 13,4% в 2021 году, что также сопоставимо с аналогичным показателем в январе - апреле 2022 года.


Доля обратившихся за содействием в поиске работы по отношению к численности рабочей силы в Республике Северная Осетия-Алания в 2021 году - 5%, или 15,8 тыс. чел., за январь - апрель 2022 года - 6,3 тыс. чел. Из численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, по отдельным категориям: 85% - незанятые граждане, 14% - занятые; 4,5% - граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности штата; 60% - граждане, проживающие в городах, 40% - граждане, проживающие в селах; по половозрастному составу: 56% составляют женщины, 24% - граждане в возрасте 16 - 29 лет, инвалиды - 5,4%, лица из числа детей-сирот - 0,1%. Граждане предпенсионного возраста составляют 3,9%; родители, имеющие несовершеннолетних детей, - 15,8%.


Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в 2021 году составила 14 812 ед., на конец декабря 2021 года - 1 168 ед. (на конец апреля 2022 г. - 1 349 ед.), из них: 82% с оплатой труда выше прожиточного минимума. Размер средней заработной платы по предоставленным вакансиям составил порядка 17,08 тыс. руб., что сопоставимо с аналогичным показателем за январь - март 2022 года. При этом средняя заработная плата работников по полному кругу предприятий в декабре 2021 года (данные Северо-Кавказстата) - 49 564 рубля, в апреле 2022 года - 35 259,9 рубля. Низкий размер зарплаты по заявленным вакансиям можно объяснить тем, что работодатели часто заявляют лишь базовый оклад либо минимальный размер оплаты труда. Чаще всего запросы направлялись на подбор врачей (особенно в районах республики), медицинских сестер, инженеров, поваров, учителей, слесарей и грузчиков. Востребованы квалифицированные рабочие в сферах промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных профессий, рабочие в области электротехники и электрики, металлообрабатывающего и машиностроительного производства, механики и ремонтники, а также работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, в том числе работники сферы индивидуальных услуг, работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу.


Структура заявленной работодателями потребности в работниках: квотируемые места - порядка 22,9% от общего числа вакансий; по формам собственности: государственная - более 27%, муниципальная - 54%.


Органами службы занятости проводится ежемесячный мониторинг в целях контроля работодателей, подающих информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Осуществлялся постоянный мониторинг Общероссийского портала базы вакансий "Работа в России". Контролируется правильность подачи и размещения вакансий работодателями, а также резюме соискателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для расширения банка вакансий и повышения эффективности взаимодействия с работодателями центрам занятости населения республики поставлена задача по охвату регистрацией всех работодателей, в т.ч. на портале "Работа в России", осуществляющих деятельность на территории республики. Задача трудоустройства на рабочие места и подбора персонала остается одной из приоритетных для нашей республики.


Согласно Приказу Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 670-н "Об утверждении целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения на 2021 год" (далее - Приказ N 670-н) целевой прогнозный показатель по доле трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, должен составлять 20%. По итогам реализации мероприятий региональной программы содействия занятости населения данный показатель составил 22,3%, что превышает целевой показатель 2022 года на 2,3 процентного пункта. При содействии органов службы занятости в 2021 году была обеспечена занятость 3 524 чел. (январь - апрель 2022 г. - 801 чел.), из них трудоустроены:


на постоянную работу - 2 096 чел. (январь - апрель 2022 г. - 295 чел.),


на временную работу - 1 428 чел. (январь - апрель 2022 г. - 506 чел.).


Проблема трудоустройства граждан - несоответствие спроса и предложения рабочей силы, а также профессионально-квалификационной структуры безработных граждан имеющимся вакансиям.

По результатам еженедельного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников организаций на конец апреля 2022 года численность предполагаемых к высвобожденных работников из организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности составила 570 чел.


Рынку труда республики характерна дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности. Наиболее емким по числу вакансий (от 50% до 70%) остается рынок труда г. Владикавказа, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест и менее развитой инфраструктуры имеют ограниченное число и разнообразие вакантных рабочих мест.


В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, относятся к геостратегическим, в том числе Республика Северная Осетия-Алания. Для нее приоритетным направлением является формирование устойчивого и сбалансированного пространственного развития внутри субъекта. В рамках реализации национальных приоритетов пространственного развития необходимо стимулировать снижение на уровне субъекта межрайонных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорить темпы экономического роста и технологического развития. Ключевыми действующими и потенциальными центрами экономического роста на территории республики являются: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Мамисон"; города с населением более 100 тыс. жителей, в частности г. Владикавказ.


В части полномочий республиканских органов службы занятости необходимо обеспечить беспрепятственный доступ государственных услуг, направленных на трудовую занятость населения. Основную угрозу сбалансированности пространственного развития в регионе формирует ускоренный миграционный переток из сельских (прежде всего горных и высокогорных) районов в города. Урбанизация обусловлена объективными причинами: лучшим качеством жизни, более высокими доходами жителей крупнейших городов, а также разнообразием рынка труда. В этих условиях приоритетом должно стать развитие сети центров занятости населения. Структура службы занятости представлена девятью государственными казенными учреждениями центрами занятости населения соответственно по г. Владикавказ и районам республики. Это дает равную возможность гражданам обращаться в службу занятости. Основные показатели, намеченные к реализации в центрах занятости, распределяются в рамках ежегодно утверждаемых приказом Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения (далее - Комитет) контрольных показателей по численности участников и объемам финансирования данной государственной программы.


В рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р, определен перечень целевых показателей в соответствии с национальными целями. Перечень не содержит показателей, непосредственно входящих в компетенцию органов службы занятости. Однако Комитетом осуществляется прогноз баланса трудовых ресурсов в базовом и консервативном вариантах. Так, согласно базовому варианту в 2021 году численность занятых в экономике составила 273,10 тыс. человек, что на 32,2 тыс. человек выше аналогичного показателя 2020 года (241,10 тыс. человек).


Вместе с тем благодаря реализации Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения до уровня IV квартала 2019 года к IV кварталу 2021 года, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 2 февраля 2021 года N 29-р, к концу 2021 года численность занятого населения достигла 275,00 тыс. человек, численность безработных граждан (по методологии МОТ) - 37,5 тыс. человек. Численность граждан, официально признанных безработными, к концу 2021 года снизилась до 5,3 тыс. человек, что ниже аналогичного показателя 2020 года практически в 3,6 раза (19,4 тыс. чел.). К концу 2025 года при успешной реализации госпрограмм в сфере содействия занятости населения, значимых сферах экономики, способствующих созданию новых рабочих мест на различных производствах, а также повышению уровня самозанятости и предпринимательской инициативы населения, численность регистрируемых безработных удастся сдержать на уровне 5,2 тыс. человек, при этом уровень регистрируемой безработицы не превысит 2%.


К 2025 году в результате реализации нацпроектов в различных сферах, а также мер различной направленности в рамках госпрограмм численность занятых в экономике возрастет относительно показателя 2021 года и достигнет 287,27 тыс. человек, в том числе в торговле оптовой и розничной и ремонте автотранспортных средств - 48,14 тыс. человек (16,7% от численности занятых), в обрабатывающей промышленности - 35,05 тыс. человек (11,5%), сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве - 28,89 тыс. человек (10%), образовании - 28,51 (9,9%), строительстве - 27,28 тыс. человек (9,5%), деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 9,65 тыс. человек (3,4%).


Консервативный вариант предполагает, что к концу 2025 года в результате решения общеэкономических проблем, роста темпов производства ожидаемая численность официально зарегистрированных безработных составит 7,5 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы достигнет 2,4%.


Вероятно, что в 2025 году численность занятых в экономике возрастет относительно показателя 2021 года и достигнет 281,5 тыс. человек, в том числе в торговле оптовой и розничной и ремонте автотранспортных средств - 47,17 тыс. человек (16% от численности занятых), в обрабатывающей промышленности - 33,72 тыс. человек (11,9%), сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве составит 28,31 тыс. человек (10%), образовании - 27,94 (9,9%), строительстве - 27,90 тыс. человек (9,9%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 9,46 тыс. человек (3,3%).


Решение проблемы занятости населения лежит в экономической плоскости и напрямую зависит от социально-экономической обстановки всей страны и инвестиционного климата в конкретном регионе.";


3) в разделе 2:


в подразделе 2.1 цифры "2025" заменить цифрами "2030";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»