МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 7 июня 2022 года N 355.1/01-07


Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области в новой редакции



Руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:


1. Изложить Концепцию региональной системы оценки качества образования Пензенской области, утвержденную приказом Министерства образования Пензенской области от 15.07.2021 N 361/01-07, в новой редакции согласно Приложению к настоящему приказу.


2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования Пензенской области И.М. Щеткина.



Министр
А.П.КОМАРОВ



Утверждена
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 7 июня 2022 г. N 355.1/01-07



КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



1. Общие положения


Настоящая концепция определяет цели, принципы, приоритетные направления и ожидаемые результаты региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), являющейся основой для принятия эффективных управленческих решений по повышению качества образования в Пензенской области.


Концепция региональной системы оценки качества образования Пензенской области (далее - Концепция) разработана с учетом положений нормативных правовых актов, регламентирующих процесс развития системы образования Российской Федерации и приоритетные подходы к формированию системы оценки качества образования, а также нормативных правовых актов Пензенской области:


- Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 (с последующими изменениями);


- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями);


- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


- постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";


- распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста";


- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с последующими изменениями);


- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с последующими изменениями);


- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с последующими изменениями);


- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с последующими изменениями);


- приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 1377, Министерства просвещения Российской Федерации N 694, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1684 от 18.12.2019 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях";


- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";


- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";


- письма Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71 "О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов";


- Закона Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗП "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями);


- Закона Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года";


- постановления Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями) и др.


Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина определены приоритетные цели в сфере образования:


- во-первых, это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;


- во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций <1>.


________________


<1> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


Современные вызовы социально-экономического развития российского общества диктуют необходимость перехода к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, обосновывают потребность подготовки обучающихся к изменениям, творческому поиску и работе в команде и, что особенно важно в современном мире, к жизни в цифровую эпоху.


Региональная система оценки качества образования Пензенской области является составной частью общероссийской системы оценки качества образования и обеспечивает проведение внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и самой системы образования.


Подготовка Концепции обусловлена необходимостью развития региональных механизмов управления качеством образования на основе совершенствования образовательной деятельности и системы оценки образовательных достижений обучающихся. Концепция разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по развитию механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации <2>.


________________


<2> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования. URL: Методические рекомендации РУМ-2022.pdf (fioco.ru).



Глоссарий


Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы <3>.


________________


<3> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


Оценка качества образования - процесс выявления степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения системе требований к качеству образования, зафиксированной в нормативных документах. Осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования и независимой оценки качества образования.


Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества образования включает в себя:


- независимую оценку качества подготовки обучающихся;


- независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность <4>.


________________


<4> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 95. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - совокупность компонентов, обеспечивающих оценку качества образования в образовательных организациях Пензенской области на основе единой концептуально-методологической базы. Включает: содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, нормы и правила, современные технологии, процедуры оценки качества образовательных результатов и качества образовательной деятельности, анализ результатов с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Пензенской области.


Региональные механизмы управления качеством образования - методы и средства воздействия на факторы, от состояния которых зависит качество образования в регионе, включают:


- механизмы управления качеством образовательных результатов;


- механизмы управления качеством образовательной деятельности.


Технологии оценки качества образования - оценочные процессы, в ходе которых осуществляются процедуры оценки качества образовательных результатов и процедуры оценки качества образовательной деятельности.


Процедуры оценки качества образования - способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку качества образовательных результатов и оценку качества образовательной деятельности.


Мониторинг качества образования - комплексное аналитическое отслеживание количественно-качественных изменений в региональной системе образования с целью установления степени ее соответствия системе требований к качеству образования, зафиксированной в нормативных документах.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»