ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 449


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 16 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 06.03.2023 N 83, от 04.08.2023 N 412, от 22.01.2024 N 14, от 29.03.2024 N 105, от 16.08.2024 N 379)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества Республики Саха (Якутия)".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 351 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества на 2020 - 2024 годы";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 21 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 351";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 г. N 172 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 351";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2022 г. N 280 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 351".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенова А.А.


(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 29.03.2024 N 105)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 449



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 06.03.2023 N 83, от 04.08.2023 N 412, от 22.01.2024 N 14, от 29.03.2024 N 105, от 16.08.2024 N 379)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы

Развитие информационного общества Республики Саха (Якутия)

Куратор государственной программы

Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенов А.А.

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 22.01.2024 N 14)

Ответственный исполнитель программы

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)

Соисполнители программы

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)

Участники программы

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

Департамент информационной политики и массовых коммуникаций Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

Перечень структурных элементов

Ведомственные проекты:

1) развитие телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

2) развитие печатных и сетевых изданий;

3) проведение информационных кампаний, мероприятий, стимулирование профессиональной деятельности средств массовой информации;

4) освещение крупных республиканских мероприятий.

Комплексы процессных мероприятий:

1) обеспечение реализации государственной политики в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации;

2) обеспечение деятельности республиканских телевизионных и радиоканалов;

3) развитие печатных средств массовой информации и полиграфии;

4) развитие электронных средств массовой информации (интернет-изданий).

Задачи:

1) реализация государственной политики в сфере средств массовой информации, связи и инфокоммуникационных технологий;

2) развитие телерадиовещания;

3) развитие сетевых и печатных изданий;

4) государственная поддержка отрасли средств массовой информации;

5) освещение крупных мероприятий международного, федерального и республиканского уровней;

6) обеспечение трансляции телевизионных и радиоканалов, увеличение разнообразия республиканского телевизионного и радиовещательного контента;

7) поддержка республиканских печатных средств массовой информации;

8) развитие республиканских цифровых средств массовой информации (сетевых изданий).

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы:

охват населения региональной информационной средой к 2030 году, в том числе по годам, в процентах:

2023 год - 100%;

2024 год - 100%;

2025 год - 100%;

2026 год - 100%;

2027 год - 100%;

осуществление мероприятий по развитию телерадиовещания в том числе по годам, в единицах:

2023 год - 3;

2024 год - 2;

2025 год - 1;

2026 год - 1;

2027 год - 1;

осуществление мероприятий по развитию печатных и сетевых изданий, в том числе по годам, в единицах:

2023 год - 0;

2024 год - 0;

2025 год - 0;

2026 год - 0;

2027 год - 0;

осуществление информационных кампаний, мероприятий, стимулирование профессиональной деятельности средств массовой информации, в том числе по годам, в единицах:

2023 год - 6;

2024 год - 5;

2025 год - 2;

2026 год - 2;

2027 год - 2;

осуществление мероприятий по освещению крупных республиканских мероприятий, в том числе по годам, в единицах:

2023 год - 0;

2024 год - 1;

2025 год - 0;

2026 год - 0;

2027 год - 0;

доля охвата домохозяйств телевизионным вещанием, включающим в состав пакета каналов республиканских телепрограмм, в том числе по годам, в процентах:

2023 год - 74,5%;

2024 год - 74,5%;

2025 год - 74,5%;

2026 год - 74,5%;

2027 год - 74,5%;

доля охвата домохозяйств республиканскими, улусными (районными) изданиями, в том числе по годам, в процентах:

2023 год - 14,58%;

2024 год - 12,91%;

2025 год - 11,21%;

2026 год - 11,21%;

2027 год - 11,21%;

рост количества просмотров сетевых изданий (к уровню прошлого года) в том числе по годам, в процентах:

2023 год - 132%;

2024 год - 100%;

2025 год - 0%;

2026 год - 0%;

2027 год - 0%

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 16.08.2024 N 379)

Цель программы

Развитие информационной среды и обеспечение равного доступа населения Республики Саха (Якутия) к медиасреде

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 8 295 970,01 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 2 088 538,1 тыс. рублей;

2024 год - 2 042 711,4 тыс. рублей;

2025 год - 1 463 852,7 тыс. рублей;

2026 год - 1 350 959,0 тыс. рублей;

2027 год - 1 349 908,7 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 7 363 736,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 1 902 091,4 тыс. рублей;

2024 год - 1 856 264,7 тыс. рублей;

2025 год - 1 277 406,0 тыс. рублей;

2026 год - 1 164 512,3 тыс. рублей;

2027 год - 1 163 462,0 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств - 932 233,45 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 186 446,7 тыс. рублей;

2024 год - 186 446,7 тыс. рублей;

2025 год - 186 446,7 тыс. рублей;

2026 год - 186 446,7 тыс. рублей;

2027 год - 186 446,7 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов - отсутствует

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 16.08.2024 N 379)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

Реализация государственной программы и достижение его цели - развитие информационной среды и обеспечение равного доступа населения к медиасреде влияют на достижение одной из национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Возможности для самореализации и развития талантов".

Информационная, образовательная и культурно-духовная деятельность средств массовой информации Республики Саха (Якутия) является одним из важнейших условий для достижения целевого показателя "создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций"



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Оценка текущего состояния


Мировые тенденции в развитии медиаиндустрии находят свое отражение в Республике Саха (Якутия). В последние годы наблюдается изменение в медиапотреблении граждан. В частности, сокращается способ получения информации, создаваемой традиционными средствами массовой информации, сокращаются подписка на печатные издания, время просмотра телевидения. Отмечается рост интереса к иным способам получения информации посредством просмотра интернет-сайтов и социальных сетей. Вместе с тем достоверность и качество информации, распространяемой через социальные сети, нуждаются в переоценке. Часть информации, распространяемой таким способом, может негативно воздействовать на межнациональный мир и согласие, уровень доверия к государству, развитие гражданского общества, а также может вести к деградации использования языка и грамотности, в связи с чем необходимо адекватное развитие влиятельной информационной среды как совокупности печатных средств массовой информации, систем телевидения и радиовещания, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также распространяемой с их помощью информации, текстовых и визуальных материалов, созданных и создаваемых цифровых архивов, библиотек, оцифрованных музейных фондов. В связи с этим государство продолжает поддерживать официальные печатные издания, республиканское телевидение и радиовещание, районные газеты, а также социально значимые, детские и культурно-духовные издания.


Концепция вещания коммерческого телевидения и радио ориентируется преимущественно на экономический результат (рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты). Это приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, производство которых требует значительного финансирования. В связи с этим государство должно продолжать поддержку создания образовательных, познавательных, детских и иных социально значимых программ, а также редакций социально значимых средств массовой информации.


Нерешенность вопроса организации вещания регионального телевидения в цифровом формате в условиях отключения аналогового вещания федеральных каналов и начала работы I и II мультиплексов в Российской Федерации предполагает сохранение традиционного аналогового эфирного вещания регионального телевидения в целях обеспечения конституционного права граждан беспрепятственно получать информацию, в том числе и на государственном языке Республики Саха (Якутия).


Государство продолжает поддерживать негосударственный сектор медиаотрасли путем грантовой поддержки и выделения целевых субсидий на осуществление выпуска, производство и распространение социально значимых проектов.


В результате реализации государственной программы улучшаются условия для развития в Республике Саха (Якутия) средств массовой информации, возрастает доступность СМИ для граждан, в том числе при освещении основных направлений деятельности органов государственной власти, повышается качество информационного продукта, увеличивается доля граждан, пользующихся качественной информацией, обеспечивается более эффективное функционирование механизмов обратной связи между властью и гражданами.


Учитывая роль социальных сетей и мессенджеров в распространении информации, средства массовой информации создают свои SMM-службы для продвижения контента. В целях обеспечения информационной безопасности, в том числе оповещения населения во время возможных чрезвычайных ситуаций посредством мессенджеров и социальных сетей, государственным средствам массовой информации необходимо создавать условия для ведения работы в данном сегменте. В программных мероприятиях имеется направление по развитию SMM-службы.


Республиканское телевидение представлено тремя самостоятельно программируемыми каналами, распространяемыми по эфиру, кабельным и спутниковым сетям. По рейтингам региональные каналы занимают первые три позиции с другими федеральными каналами. Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидируется производство и выпуск каналов государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (далее - НВК "Саха") и "Якутия 24". Телеканал НВК "Саха" вещает по эфирной аналоговой сети в 354 населенных пунктах республики. Информационный круглосуточный канал "Якутия 24" как региональный общедоступный канал вещает по эфиру в городах Якутск, Ленск, Алдан, Мирный, Нерюнгри. Также канал присутствует в пакетах кабельных операторов связи "Ростелеком". Телеканал "Мамонт" содержится за счет внебюджетных доходов телерадиокомпании и распространяется по кабельным сетям и спутнику.


Основное внимание НВК "Саха" уделяет производству детского контента на родных языках, данное направление работы является перспективным в плане развития и будет расширяться, так как за этим направлением стоит сохранение культуры, родного языка и традиций народов республики.


Республиканское радио представлено двумя радиостанциями: "Радио Саха - Тэтим - Саха араадьыйата", "Якутское радио - Саха сирин араадьыйата".


В 2022 году зарегистрировано новое средство массовой информации - информационный портал "Yk24.ru". Наряду с вещанием и информированием населения на сайтах nvk-online.ru и yk24.ru телеканалы "Якутия 24" и НВК "Саха" доступны на иных цифровых ресурсах. НВК "Саха" активно работает в таких социальных медиа, как VK, Одноклассники, приложения НВК "Саха" и радио "Тэтим" пользуются популярностью у населения, количество скачиваний превысило 100 тысяч.


НВК "Саха" выступает основным вещателем трансляций спортивных, традиционных культурно-массовых мероприятий республиканского и межрегионального уровня. В целях производства качественного контента на нескольких каналах и в сети Интернет, создания телевидения высокой четкости (HD) необходимо ежегодно обновлять технологическое оборудование, что также предусмотрено программными мероприятиями.


Телеканалы, радиостанции и интернет-ресурсы НВК "Саха" ведут работу, направленную на формирование и поддержание целостного положительного образа Республики Саха (Якутия), являются главными создателями и координаторами информационного потока о республике как для внутренней, так и внешней аудитории. Новые функциональные обязанности по работе в цифровом формате и по созданию современного контента требуют также отдельных профессиональных навыков, которые предусматривают как повышение квалификации действующего кадрового состава, так и привлечение опытных профессионалов.


В настоящее время акционерное общество "АрктикТелеком" обеспечивает штатную бесперебойную работу более 639 единиц телевизионных и радиовещательных станций в аналоговом стандарте вещания. Существующая инфраструктура региональной спутниковой сети телерадиовещания "Якутия" обеспечивает трансляцию для 489 населенных пунктов, где проживает 99,4 процента населения Якутии.


Для охвата территории Республики Саха (Якутия) эфирным радиовещанием планируется запустить цифровое мощное радиовещание в рамках реализации системного проекта, подготовленного акционерным обществом "АрктикТелеком". При успешной реализации проекта по запуску цифрового мощного радиовещания на территории Республики Саха (Якутия) будет решена важнейшая задача по обеспечению единого информационного пространства, информирования о событиях в республике и в России коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами деятельности. Кроме того, запуск мощного эфирного радиовещания на территории Республики Саха (Якутия) позволит организовать оперативное оповещение населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Ситуация на рынке периодических изданий Республики Саха (Якутия) соответствует общероссийским тенденциям. По данным Роскомнадзора по состоянию на 12 января 2022 года в Якутии зарегистрировано 212 средств массовой информации, в том числе газет - 69, журналов - 31, телеканалов - 9, радиоканалов - 26, телепрограмм - 1, сетевых изданий - 74, сборников - 1, электронных периодических изданий - 1. Особый уровень доверия населения сохраняется к традиционным печатным средствам массовой информации.


Государственные издания представлены республиканскими газетами "Саха сирэ", "Якутия", парламентской газетой "Ил Тумэн" (на русском и якутском языках), социальными изданиями: "Кэскил", "Юность Севера", "Забота-Арчы", "Илкэн", журналами: "Чолбон", "Полярная звезда", "Чуоранчык", "Колокольчик", "Далбар Хотун" и 34 улусными (районными) газетами.


Негосударственный сектор периодики представляют еженедельники: "Якутск вечерний", "Кыым", журналы "Журфикс", "Курулгэн", рекламно-информационные и специализированные средства массовой информации.


Муниципальный сектор периодической печати представлен газетами городского округа "город Якутск" ("Эхо столицы", "Киин куорат"), также некоторыми малоформатными изданиями районных муниципалитетов. На муниципальном уровне нишу периодики заняли государственные районные газеты от государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Сахапечать".


Переход на цифровые носители информации, в частности в Интернет, стал основным трендом для государственных печатных изданий. Издания наряду с печатной продукцией продолжают свою работу в Интернете, создавая информационные сайты и онлайн-версии газет. С 2021 года в государственные задания на выполнение работ в отношении подведомственных государственных автономных учреждений средств массовой информации добавилось направление "Производство и выпуск сетевого издания".


В период с 2020 по 2024 годы государственное сетевое издание ЯСИА должно расширить объем работы по экспорту новостей, направленных на создание положительного имиджа республики за ее пределами. Развивается сахаязычный ресурс ЯСИА, как двуязычного информационного агентства. Планируется запустить приложение "Заметки" в виде средства массовой коммуникации, также выпустить английскую версию ЯСИА для широкого представления за рубежом этнокультурного многообразия Республики Саха (Якутия).


Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Сахапечать" - единая платформа республиканских и районных средств массовой информации (печатных и сетевых изданий) с охватом аудитории по всей республике.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»