ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2022 года N 460-пп


Об утверждении Региональной стратегии государственной национальной политики в Белгородской области на период до 2025 года



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях определения концептуальных основ реализации государственной национальной политики в Белгородской области, гармонизации национальных отношений, этнокультурного развития народов Российской Федерации, иных этнических общностей, проживающих на территории Белгородской области, Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить Региональную стратегию государственной национальной политики в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия, прилагается).


2. Органам исполнительной власти и государственным органам Белгородской области в целях реализации Стратегии обеспечить:


- разработку и принятие плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Белгородской области;


- выполнение мероприятий подпрограммы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" государственной программы Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 511-пп, направленной на укрепление единства многонационального народа России (российской нации), гармонизацию межнациональных отношений, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурное развитие народов России.


3. Контроль за ходом реализации Стратегии в соответствии с показателями целей и задач подпрограммы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" государственной программы Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о приоритетных направлениях региональной политики", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 511-пп, на очередной период возложить на департамент внутренней политики министерства общественных коммуникаций Белгородской области (Овсянникова А.Н.).


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности в сфере национальной политики.


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области по внутренней политике Медведеву О.И.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 2 августа 2022 г. N 460-пп



РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА



I. Общие положения


1.1. Региональная стратегия государственной национальной политики в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и включает основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики в Белгородской области.


1.2. Стратегия разработана в целях формирования общероссийской национальной идентичности и направлена на укрепление сотрудничества народов Российской Федерации, проживающих на территории Белгородской области, развитие их национальных языков и культур.


1.3. Стратегия призвана стать основой для координации деятельности органов исполнительной власти и государственных органов Белгородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Белгородской области, органов местного самоуправления Белгородской области и обеспечения их конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества в ходе реализации государственной национальной политики в Белгородской области.


1.4. Положения Стратегии реализуются в комплексе с целями, задачами, принципами, основными направлениями и механизмами реализации государственной национальной политики Российской Федерации, определенными Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666.


1.5. Основными вопросами государственной национальной политики в Белгородской области, требующими особого внимания органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области и органов местного самоуправления, являются сохранение этнокультурной самобытности народов России, проживающих на территории Белгородской области, улучшение этнокультурного самочувствия многонационального народа Российской Федерации, укрепление их духовной общности, обеспечение их конституционных прав и свобод.


1.6. Государственная национальная политика Белгородской области нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.


1.7. Реализация Стратегии должна способствовать выработке на территории Белгородской области единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами Белгородской области.


1.8. Стратегия носит комплексный социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей), проживающих на территории Белгородской области.


1.9. Реализация Стратегии призвана стать фактором, способствующим гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в Белгородской области.



II. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Белгородской области


2.1. В Белгородской области насчитывается 26 наиболее многочисленных национальностей, численность населения которых превысила 300 человек. Русское население является самым многочисленным в Белгородской области, наиболее крупными диаспорами считаются украинская, армянская, белорусская, турецкая.


На развитие национальных отношений в Белгородской области важное влияние оказали как ее географическое расположение, так и место в истории и культуре государства. Белгородская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской Народной Республикой, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе - с Курской областью, на востоке - с Воронежской областью. Общая протяженность ее границ составляет около 1150 км, из них с Украиной - 540 км.


Несмотря на подавляющее большинство русских в национальном составе населения, особенностью национальных отношений в Белгородской области является отсутствие каких-либо доминирующих диаспор. Это, в свою очередь, положительно отражается на реализации региональной национальной политики. Представителям национальностей, проживающих на территории Белгородской области, свойствен низкий уровень конфликтности на межэтнической почве.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области, в Белгородской области зарегистрированы 2 национально-культурные автономии и 6 общественных организаций, представляющие интересы отдельных наций и осуществляющие взаимодействие в сфере культурного общения:


- национальная автономия евреев Белгородской области;


- Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов";


- местная религиозная организация мусульман "Мир и созидание";


- местная религиозная организация "Церковь Сурб Григор Лусаворич" (Святого Григория Просветителя) г. Белгорода Белгородской области Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви;


- Белгородское региональное отделение международной общественной организации "Всемирный русский народный собор";


- региональная общественная организация цыган города Белгорода и Белгородской области "НэвоДес";


- общественная организация "Местная немецкая национально-культурная автономия города Старый Оскол Белгородской области".


Особой общественно-политической активности со стороны вышеназванных организаций не наблюдается.


Сохранение сложившейся бесконфликтной системы межнациональных отношений и развитие диалога культур, а также профилактика и противодействие негативным проявлениям в системе межнациональных отношений являются первоочередными условиями обеспечения политической и социальной стабильности. При формировании региональной модели государственной национальной политики Белгородской области учитывается, что в этническом многообразии заключается значительный потенциал для дальнейшего развития и продвижения Белгородской области.


Вместе с тем, в последние годы возник целый ряд факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации государственной национальной политики как в Российской Федерации в целом, так и в Белгородской области в частности:


а) кризисные явления в российской и мировой экономике, введение режима ограничений рядом государств в отношении Российской Федерации, которые могут послужить фактором снижения уровня жизни населения Белгородской области разных национальностей;


б) социально-политический кризис и специальная военная операция на территории Украины, обусловившие перемещение большого количества людей в Россию и Белгородскую область в частности;


в) целенаправленная политика отдельных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности русского мира;


г) рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом;


д) трудности в социально-культурной адаптации мигрантов и интеграции их в общероссийский и региональный социум;


е) развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием сети Интернет, для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи;


ж) распространенность негативных стереотипов в отношении отдельных народов, неготовность некоторых представителей коренного населения к уважительному восприятию иных национальных и религиозных традиций.


Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики в Белгородской области, решать которые предполагается, руководствуясь Стратегией.


В сложившихся условиях тесное взаимодействие с представителями национальных диаспор и религиозных организаций, оказание им поддержки в рамках законодательства Российской Федерации является одним из важнейших факторов поддержания стабильной общественно-политической обстановки.


Реализация Стратегии позволит повысить уровень этноконфессиональной культуры жителей Белгородской области, обеспечить толерантную среду в Белгородской области посредством информирования и распространения знаний о традициях, истории национальностей и религий, укрепить взаимодействие между органами исполнительной власти, государственными органами власти Белгородской области, органами местного самоуправления и общественностью Белгородской области, сформировать позитивный имидж Белгородской области как территории, комфортной для проживания представителей любых национальностей и конфессий, стабильного и инвестиционно привлекательного региона.


С учетом вышесказанного необходимо решение ключевых проблем межнациональных и межконфессиональных отношений в Белгородской области, требующих комплексного подхода в современных условиях:


- преодоление активного распространения узконационального мировоззрения и интересов в противовес общероссийской гражданской идентичности;


- устранение этнических стереотипов, мешающих плодотворному межкультурному диалогу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»