Принят
Липецким областным
Советом депутатов
28 июля 2022 года
1. Настоящий Закон определяет порядок установления и оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), содержащихся в нормативных правовых актах Липецкой области (далее - область), в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов области.
2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:
1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;
2) устанавливаемых в сфере государственной безопасности, гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности;
3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории области либо на ее части;
4) в сфере действия законодательства области о налогах и сборах, бюджетного законодательства области.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации") принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:
1) законность;
2) обоснованность обязательных требований;
3) правовая определенность и системность;
4) открытость и предсказуемость;
5) исполнимость обязательных требований.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования могут быть установлены законами области, нормативными правовыми актами Губернатора области, Правительства области, исполнительных органов государственной власти области.
2. Полномочия по установлению обязательных требований, возложенные законодательством Российской Федерации и области на исполнительные органы государственной власти области, не могут осуществляться иными органами.
3. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами области должны быть соблюдены принципы, установленные Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и настоящим Законом, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) исполнительные органы государственной власти области, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
4. Перечень нормативных правовых актов области (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов области. Порядок формирования, размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов области (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством области.
1. Положения нормативных правовых актов области, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта области, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов области, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории области либо на ее части, а также нормативных правовых актов области, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
3. Положения нормативных правовых актов области, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты области, устанавливающие обязательные требования, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
4. При установлении и оценке применения обязательных требований в соответствии с частью 5 настоящей статьи и статьей 6 настоящего Закона такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и настоящим Законом, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
5. При разработке проектов нормативных правовых актов области, устанавливающих обязательные требования, проводится оценка регулирующего воздействия в соответствии со статьей 19 Закона Липецкой области от 22 декабря 2020 года N 485-ОЗ "О нормативных правовых актах Липецкой области".
6. Законом области, нормативным правовым актом Губернатора области, Правительства области, исполнительного органа государственной власти области, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
7. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом настоящим Законом, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом области, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
8. Положения частей 6 и 7 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Губернатора области, Правительства области, исполнительных органов государственной власти области, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает область.
9. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами области разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом области большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами области равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
10. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта области, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты области, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта области, не подлежат применению на территории области со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта области, которым было установлено полномочие по принятию такого акта области, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта области не было установлено иным нормативным правовым актом области.
11. Упразднение (ликвидация), реорганизация уполномоченных на установление обязательных требований органов государственной власти области, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами полномочий по установлению обязательных требований, не влекут прекращения действия принятых ими нормативных правовых актов области, содержащих обязательные требования.
12. В случае упразднения (ликвидации), реорганизации уполномоченных на установление обязательных требований органов государственной власти области, других организационных изменений, предусматривающих утрату указанными органами полномочий по установлению обязательных требований, соответствующие решения должны содержать положения о правопреемстве в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами.
13. В случае, если упразднение (ликвидация), реорганизация органов государственной власти области, уполномоченных на установление обязательных требований, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами, изменение (отмена) таких обязательных требований осуществляется органами государственной власти области, уполномоченными на установление обязательных требований в той же сфере нормативно-правового регулирования, в какой были установлены соответствующие обязательные требования, либо вышестоящим органом государственной власти области.
1. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области (далее - Реестр обязательных требований).
2. Реестр обязательных требований содержит перечень установленных обязательных требований с указанием информации об установивших их нормативных правовых актах области, сроке их действия.
3. Порядок формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований, в том числе сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется, оператор Реестра обязательных требований, перечень содержащейся в Реестре обязательных требований информации и обязанности исполнительных органов государственной власти области по ее внесению, устанавливаются Правительством области. Правительство области также вправе утвердить требования к форме и формату установления обязательных требований в целях перевода их в машиночитаемый вид (формат).
1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
2. Орган государственной власти области, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, в порядке, определенном Правительством области, готовит доклад о достижении целей введения обязательных требований. Указанным порядком определяется также порядок рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта области, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта области, устанавливающего обязательные требования.
3. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов области, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.