ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 437


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 8 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 14.03.2023 N 93, от 24.07.2023 N 361, от 04.02.2024 N 29, от 28.06.2024 N 275, от 08.08.2024 N 364)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия)".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 339 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 г. N 550 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 339";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 г. N 182 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 339";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 г. N 311 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 339".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Д.А.


(п. 3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 28.06.2024 N 275)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 437



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 14.03.2023 N 93, от 24.07.2023 N 361, от 04.02.2024 N 29, от 28.06.2024 N 275, от 08.08.2024 N 364)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование программы

Экономическое развитие Республики Саха (Якутия)

Куратор программы

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисов Д.А.

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 28.06.2024 N 275)

Ответственный исполнитель программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия)

Соисполнители программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия);

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

Министерство строительства Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 14.03.2023 N 93)

Участники программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия);

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

Министерство строительства Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 14.03.2023 N 93)

Перечень структурных элементов

Целевые показатели:

1) инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году;

2) не менее 3 улучшений процессов предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам реализации проектов оптимизации и цифровой трансформации в целях поддержания высокого уровня удовлетворенности качеством государственных и муниципальных услуг, в ед., ежегодно.

Задачи:

реализация регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях";

реализация регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Республике Саха (Якутия)";

оказание мер государственной поддержки резидентам территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия) в реализации новых инвестиционных проектов;

внедрение методов бережливого производства на предприятиях и в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);

развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия);

совершенствование информационно-аналитического обеспечения;

совершенствование деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)";

международное сотрудничество, межрегиональные связи и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия);

развитие инвестиционной инфраструктуры;

обеспечение деятельности Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и подведомственных организаций;

обеспечение деятельности Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) и подведомственных организаций;

подготовка кадров для гражданской и муниципальной службы Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 28.06.2024 N 275)

Цель программы

Эффективная и гибкая система управления для достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 15 627 479,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 2 253 589,6 тыс. рублей;

2024 год - 2 085 700,0 тыс. рублей;

2025 год - 3 288 584,5 тыс. рублей;

2026 год - 4 344 811,2 тыс. рублей;

2027 год - 3 654 794,0 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 6 941 155,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 1 487 892,9 тыс. рублей;

2024 год - 1 309 458,4 тыс. рублей;

2025 год - 1 173 407,7 тыс. рублей;

2026 год - 1 829 989,2 тыс. рублей;

2027 год - 1 140 407,0 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 8 585 249,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 745 481,7 тыс. рублей;

2024 год - 756 026,6 тыс. рублей;

2025 год - 2 094 961,8 тыс. рублей;

2026 год - 2 494 607,0 тыс. рублей;

2027 год - 2 494 172,0 тыс. рублей;

в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств - 101 075 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 20 215 тыс. рублей;

2024 год - 20 215 тыс. рублей;

2025 год - 20 215 тыс. рублей;

2026 год - 20 215 тыс. рублей;

2027 год - 20 215 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов - 42 233 239 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 8 676 664 тыс. рублей;

2024 год - 7 513 094 тыс. рублей;

2025 год - 8 863 700 тыс. рублей;

2026 год - 9 796 068 тыс. рублей;

2027 год - 7 383 713 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 08.08.2024 N 364)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

"Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство":

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

"Цифровая трансформация":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


В 2021 году деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) была направлена на восстановление темпов экономического роста, безусловное выполнение социальных гарантий, стимулирование инвестиционной и инновационной активности.


Экономика Республики Саха (Якутия) формирует 20 процентов совокупного объема валового регионального продукта Дальнего Востока и сохраняет лидирующие позиции по объему ВРП, инвестиций и налоговым поступлениям в макрорегионе. Объем ВРП республики за 2021 год оценивается в 1 458,8 млрд. рублей с реальным ростом на 10,5 процента к 2020 году и выше 2019 года на 0,2 процента.


По промышленному росту республика занимает 2 место на Дальнем Востоке, индекс промышленного производства за 2021 год достиг максимального значения за 11 лет и составил 116,1 процента. Обновлены исторические максимумы добычи угля - 25,8 млн. тонн (рост в 1,6 раза к 2020 г.), нефти - 17,3 млн. тонн (108,1 процента), газа - 13,9 млрд. куб. м (в 2 раза). Отмечается рост добычи золота (103,3 процента) и серебра (2,2 раза). Восстановление мирового рынка алмазов выразилось в рекордно высоких объемах продаж алмазного сырья, добыча алмазов увеличилась на 19,6 процента к 2020 году.


В 2021 году введены в эксплуатацию шахты "Восточная Денисовская" ООО "УК "Колмар" мощностью 4 млн. тонн/год, запущено Нежданинское золоторудное месторождение в Томпонском районе, производительностью 2 млн. тонн руды в год. Создан фонд развития промышленности для поддержки малых и средних промышленных производителей.


Республика Саха (Якутия) занимает 13 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.


В непростых экономических условиях стабилизирован рынок труда. По уровню общей безработицы в 2021 году достигнуты значения допандемийного периода в 6,9 процента, регистрируемая безработица сократилась в 3,6 раза до 1,6 процента.


В 2021 году восстановлен допандемийный уровень доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения за 2021 год составили 49 938 рублей с ростом 107,8 процента к 2020 году, рост реальных располагаемых денежных доходов составил 103,5 процента.


В 2021 году по сравнению с 2017 годом уровень бедности снизился на 3,1 процентных пункта: с 19,6 процента до 16,5 процента. За этот период 26,8 тыс. человек смогли перейти границу бедности (в РФ снижение на 1,9 п.п.: с 12,9 процента в 2017 г. до 11 процентов в 2021 г.).


В 2022 году в связи со сложными условиями экономической и геополитической ситуации на федеральном уровне принято шесть пакетов мер, направленных на поддержку экономики в условиях санкций.


4 марта 2022 года создан оперативный штаб по обеспечению экономического развития Республики Саха (Якутия) под руководством Главы Республики Саха (Якутия), функционирующий в постоянном режиме.


28 марта 2022 года в Республике Саха (Якутия) принят основной пакет плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития республики в условиях внешнего санкционного давления, который решает оперативные вопросы безопасности республики - продовольственной, организации досрочного завоза продуктов питания и товаров первой необходимости, лекарственного обеспечения, занятости и поддержки основных отраслей экономики.


Безусловным приоритетом остается обеспечение инфраструктурных проектов, включенных в Национальную программу развития Дальнего Востока: начало реализации II этапа работ по строительству мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска, реконструкция 6 аэропортов (Нерюнгри, Хандыга, Сангар, Депутатский, Белая Гора, Вилюйск).


Ключевые инвестиционные проекты, которые окажут значительное влияние на динамику экономического роста: ввод в работу 3 новых обогатительных фабрик Эльгинского каменноугольного месторождения с выпуском концентрата 7,4 млн. тонн в год, выход на проектную мощность Нежданинского золоторудного месторождения до 4,8 тонн золота в год, ввод в эксплуатацию Сыллахского угольного разреза мощностью 2 млн. тонн угля в год и железнодорожной станции необщего пользования "Талума угольная", начало отгрузки руды Сиваглинского железорудного карьера.


Деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Планируется разработать и утвердить единый план по достижению стратегических целей развития на уровне Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований Республики Саха (Якутия).


Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" утвержден перечень из 20 показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц, в том числе показатель "Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета" с реальным ростом на период до 2030 года не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.


Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году увеличился до 387,96 млрд. рублей или на 41 процент к 2020 году, в основном, за счет вложений предприятий промышленности.


Из общей суммы инвестиций в основной капитал более 42 процентов приходится на долю инвестиций в добывающие отрасли, в том числе 16 процентов в проекты по добыче нефти и природного газа, 9,7 процента по угледобыче, 5,9 процента по добыче металлических руд, 4,9 процента по добыче прочих полезных ископаемых.


В данных условиях повышается роль и значение ГБУ "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)" (далее - ГБУ "АПИПЭ РС(Я)"), являющегося ключевым институтом развития в сфере привлечения инвестиций и реализации инвестиционной политики.


Основной целью деятельности ГБУ "АПИПЭ РС(Я)" является привлечение инвестиций в республику, снижение административных барьеров при взаимодействии в сфере инвестиционной деятельности, формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа республики на российских и международных рынках, осуществление сопровождения проектов, реализуемых по механизму государственно-частного партнерства и осуществление поддержки несырьевого экспорта Республики Саха (Якутия), на базе созданного в агентстве в сентябре 2018 года Центра поддержки экспорта.


ГБУ "АПИПЭ РС(Я)" оказывает комплексную информационно-консультационную и методологическую поддержку субъектам инвестиционной деятельности и осуществляет "пакетирование", сопровождение и продвижение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" для потенциальных инвесторов.


Согласно распоряжению Главы Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2018 г. N 742-РГ "О внесении изменений в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2013 г. N 260-РП "О создании государственного бюджетного учреждения "Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)" штатная численность ГБУ "АПИПЭ РС(Я)" на 2021 год установлена в количестве 20 ед.


По итогам 2021 года в рамках государственного задания предоставлены услуги по разработке 10 бизнес-планов, 4 экспертных заключений по инвестиционным проектам и 5 разработок финансовых моделей инвестиционных проектов, а также 1 концепция.


По состоянию на сегодняшний день на сопровождении у ГБУ "АПИПЭ РС(Я)" находятся всего 33 проекта, общий объем привлекаемых инвестиций которых составляет около 130 млрд. рублей, из них 7 проектов, реализуемых по механизму государственно-частного партнерства, и 26 инвестиционных проектов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»