(с изменениями на 25 апреля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 15.02.2023 N 60, от 06.07.2023 N 331, от 12.07.2023 N 341, от 04.02.2024 N 30, от 25.04.2024 N 151)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)".
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 348 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 2024 годы";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2022 г. N 125 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 348";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2022 г. N 167 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 348".
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующего вопросы занятости и трудовой миграции.
(п. 3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 12.07.2023 N 341)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 15.02.2023 N 60, от 06.07.2023 N 331, от 04.02.2024 N 30, от 25.04.2024 N 151)
Наименование государственной программы | Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) |
Куратор государственной программы | Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанов Г.М. |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 06.07.2023 N 331) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Соисполнитель государственной программы | Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
Участник государственной программы | Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Перечень структурных элементов | Формирование и реализация государственной политики в сфере занятости населения, направленной на развитие рынка труда с учетом социально-экономического положения Республики Саха (Якутия). Ожидаемый результат реализации программы - уровень безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда: 2023 год - 6,0%; 2024 год - 5,9%; 2025 год - 5,8%; 2026 год - 5,7%; 2027 год - 5,6% |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 25.04.2024 N 151) | |
Цель государственной программы | Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, и обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы |
Сроки реализации государственной программы | 2023 - 2027 годы |
Объем финансового обеспечения государственной программы | Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 4 867 950,16 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 1 092 084,68 тыс. рублей; 2024 год - 933 051,43 тыс. рублей; 2025 год - 943 195,60 тыс. рублей; 2026 год - 964 816,32 тыс. рублей; 2027 год - 934 802,13 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 2 380 510,36 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 567 053,78 тыс. рублей; 2024 год - 455 013,33 тыс. рублей; 2025 год - 454 432,60 тыс. рублей; 2026 год - 452 352,32 тыс. рублей; 2027 год - 451 658,33 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 2 487 439,80 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 525 030,90 тыс. рублей; 2024 год - 478 038,10 тыс. рублей; 2025 год - 488 763,00 тыс. рублей; 2026 год - 512 464,00 тыс. рублей; 2027 год - 483 143,80 тыс. рублей; в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; г) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; д) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей. 2. Объем налоговых расходов - отсутствует |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 25.04.2024 N 151) | |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", показатель "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года |
В 2020 году ситуация на рынке труда осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как на территории Российской Федерации, так и Республики Саха (Якутия). Введение ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям на рынке труда, в том числе к росту численности безработных граждан.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) достигла пиковых значений в июне - июле 2020 года (38,2 тыс. человек), по сравнению с 2019 годом численность безработных граждан увеличилась на 10 процентов. Уровень безработицы в пиковых значениях достигал 7,7 процента, что выше доковидного значения на 0,8 процентных пункта.
В течение 2020 года в службу занятости населения в целях содействия в поиске подходящей работы обратилось 61,9 тыс. человек, из них признано безработными более 50,8 тыс. человек (в 2019 году значения данных показателей были 36,4 и 18,2 тыс. человек соответственно).
Численность зарегистрированных безработных в конце 2020 года составила 28,9 тыс. человек (в 2019 году - 8,3 тыс. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 3,5 раза.
Официально наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечался 1 сентября 2020 года - 6,7 процента. При этом рост с начала пандемии составил 5,1 процентных пункта, или в 4,2 раза.
В целях недопущения массовых увольнений и сохранения рабочих мест Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) приняты меры, направленные на восстановление темпов экономического роста, уровня занятости и доходов населения, нормализации деловой активности в отраслях, наиболее пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По итогам проведенной работы в конце 2021 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 34,4 тыс. человек, уровень безработицы составил 6,9 процента. Численность зарегистрированных безработных снизилась до 8043 человек, уровень регистрируемой безработицы составил 1,6 процента. Таким образом, по основным показателям ситуация на рынке труда восстановлена до уровня 2019 года.
Благодаря проводимой службой занятости населения работе увеличилось количество вакансий на рынке труда: по состоянию на 1 января 2022 года насчитывалось 10,9 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей, что на 0,8 тыс. вакансий больше, чем на 1 января 2021 года. Всего за 2021 год в службу занятости населения работодателями заявлено более 46,2 тыс. вакансий. Среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались профессии водителей, слесарей, проводников, машинистов, электромонтеров, уборщиков помещений, рабочих, монтажников, электросварщиков. Среди должностей служащих - врачи, инженеры, учителя, медсестры, полицейские.
Коэффициент напряженности на рынке труда Республики Саха (Якутия) составил 0,9 безработных на одну представленную вакансию (максимальное значение - 4,1 на 1 декабря 2020 года).
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, в 2021 году составила более 19 тыс. человек, из них 9,5 тыс. граждан трудоустроены на постоянные работы (50 процентов). Следует отметить, что доля граждан, трудоустроенных на постоянные работы, ежегодно продолжает увеличиваться (в 2017 году - 28,1 процента от общей численности трудоустроенных, в 2018 году - 32,9 процента, в 2019 году - 35 процентов, в 2020 году - 42,9 процента).
Из общего числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в поиске работы, трудоустроено 45,9 процента.
Средняя продолжительность регистрируемой безработицы на конец 2021 года составила 4 месяца (годом ранее - 5,3 месяца).
Несмотря на наличие благоприятных тенденций на рынке труда, уровень общей безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) остается достаточно высоким - 6,9 процента. На рынке труда существует ряд проблем, и государственные услуги, оказываемые органами службы занятости населения, по-прежнему востребованы жителями республики.
В ходе анализа положения на рынке труда республики продолжают сохранять остроту следующие проблемы:
на ситуацию на рынке труда влияет дисбаланс территориального размещения трудовых ресурсов: 56 процентов всего населения республики проживает в районах центральной экономической зоны, при этом уровень общей безработицы в сельской местности составляет 9,9 процента, тогда как емкость рынка труда увеличивается в районах промышленного освоения, где проживает 25 процентов от всего населения республики;
ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с низкой степенью транспортной доступности населенных пунктов во многих районах республики (особенно арктических), что приводит к неэффективному использованию трудовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях республики и сохранению в них уровня безработицы выше среднереспубликанского значения;
проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них: женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы), уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы, длительно не работающие граждане.
Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения республики от безработицы, содействие трудоустройству, предоставление гражданам информационных, профориентационных и образовательных услуг в целях трудоустройства, обеспечение различных сфер экономики республики квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, будет способствовать преодолению негативных явлений на рынке труда республики.
За 2021 год мероприятиями активной политики занятости охвачено более 20,6 тыс. человек (103,1 процента от плана).
В целях повышения трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования сегодня принят ряд мер, касающийся организации работы по содействию трудоустройству молодых граждан, адаптации на рынке труда.
Это реализация комплекса мер по содействию трудоустройству выпускников высшего образования, утвержденного Минтрудом и Минпросвещения России, Закона Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 г. 1994-З N 1547-V "О привлечении молодых специалистов на государственные унитарные предприятия и в государственные учреждения Республики Саха (Якутия), хозяйственные общества".
Налажен порядок межведомственного взаимодействия по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций в Республике Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2018 г. N 191.
В 2021 году проведена работа по трансформации 3 центров занятости в г. г. Якутске, Нерюнгри и Мирный во "флагманские центры": в Нерюнгринском и Мирнинском районах - как внешние кадровые центры промышленных предприятий, в г. Якутске - как "открытая служба занятости".
Особенностью центров занятости населения Мирнинского и Нерюнгринского районов станет деятельность в качестве внешних кадровых центров для промышленных компаний, при котором особое внимание уделяется выявлению вакантных должностей и последующему подбору кадров, в том числе из других районов республики и регионов Российской Федерации; проведение собеседования работодателей с соискателями, в том числе в дистанционном формате; после согласования списка соискателей для трудоустройства - совместно с компанией организация прибытия будущих сотрудников на новое место работы.
В офисе "Моя работа" г. Якутска разработана модельная стратегия в части информационного сопровождения деятельности службы занятости населения. Целью стратегии является создание имиджа "Открытая служба занятости", основной задачей которой является быстро, качественно и удобно доводить информацию об услугах и мероприятиях службы занятости до каждого жителя республики.
Разработанные флагманскими центрами технологии и новые подходы будут в дальнейшем распространяться по всей республике.