Действующий

Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Курской области (с изменениями на 12 апреля 2024 года)



Раздел 10. Данные о планируемом строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов


Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:


1. Соблюдение требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", а также достижение поставленных целей, установленных программой "Зеленый курс России" в части снижения эмиссии парниковых газов при полигонном захоронении путем увеличения мощностей по утилизации органических отходов, в том числе органической части ТКО. В настоящее время в России разрабатывается проект Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года с учетом сокращения накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов в Российской Федерации до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза. В 2020 году Гринпис совместно с Коалицией за "Зеленый курс России" представил программу "Зеленый курс России", составленную на основе предложений более 150 общественных организаций и экологически ответственных бизнес-ассоциаций при участии экспертов из Высшей школы экономики, МГУ, РАНХиГС и при консультации со Сколково и другими профильными организациями. Программа предлагает шаги по смягчению климатического и экологического кризисов и переходу нашей страны к низкоуглеродному развитию. Органические, в том числе пищевые отходы, являются основным источником выбросов парниковых газов в атмосферу в цепочке обращения с отходами. Их раздельный сбор и утилизация позволит снизить выбросы парниковых газов, в том числе метана, диоксида углерода, окислов азота в атмосферу.


2. Ключевыми ориентирами при разработке схемы обращения с ТКО на территории региона в перспективе является достижение федеральных целевых показателей, предусмотренных Нацпроектом "Экология", а также достижение стратегических целей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в области обращения с отходами.


3. В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.


4. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.


5. Для исключения избыточных капиталовложений и создания мощностей вначале рассматривались действующие объекты, которые имеют потенциал для дальнейшего использования в целях обращения с ТКО после реализации дополнительных мероприятий по строительству и реконструкции.


6. В целях создания устойчивой системы обращения с отходами и выполнения Плана мероприятий по введению раздельного накопления и сбора ТКО (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 01.06.2020 N 4586п-П11) в рамках Территориальной схемы Курской области запланировано поэтапное внедрение системы раздельного накопления ТКО с целью увеличения качества и количества полезных компонентов, извлекаемых на объектах обработки и подлежащих дальнейшей утилизации.


Количество перспективных объектов обработки, захоронения и их основные технологические параметры определены на основании:


1. Инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области, а также проектов инвестиционных программ региональных операторов;


2. Целесообразности и потребности дополнительных мощностей по обращению с ТКО в зонах обслуживания региональных операторов, исходя из расчетного количества образования ТКО и действующего состояния объектов по обращению с ТКО.


3. Потребности территории муниципальных образований Курской области в обеспечении качественными услугами по обращению с ТКО.


На основании анализа потребности региона в объектах коммунальной инфраструктуры сформирован сценарий развития системы по обращению с отходами Курской области, который предполагает:


- поэтапное введение раздельного накопления отходов, в том числе пофракционного накопления отходов в соответствии с Порядком сбора и накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Курской области путем установки контейнеров раздельного накопления на контейнерных площадках (как действующих, так и планируемых), позволяющих отдельно накапливать:


- сухие отходы, содержащие преимущественно полезные компоненты, подлежащие утилизации;