ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июля 2022 года N 1030-рп


Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы

(с изменениями на 9 сентября 2024 года)

(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)



Во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р:


1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы (далее - Программа).


2. Ответственным исполнителям Программы:


2.1. Обеспечить своевременное выполнение Программы.


2.2. Информацию о выполнении Программы представлять в комитет по делам молодежи Правительства края ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, до окончания срока реализации Программы.


(пп. 2.2 в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)



Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев



УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 8 июля 2022 г. N 1030-рп



ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2022 - 2030 ГОДЫ

(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)


1. Общие положения


Молодежь представляет собой социально-демографическую группу населения от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.


Содействие занятости молодежи в Хабаровском крае (далее также - край) реализуется на основе:


- системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;


- создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;


- реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;


- совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;


- совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.


Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы (далее также - Программа) разработана во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.



2. Положение молодежи на рынке труда в крае


Уровень занятости молодежи в крае в возрасте 15 - 29 лет ниже уровня занятости населения края и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению. В 2019 - 2021 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 59,3 до 57,3 процента, а в группе 15 - 24 года - с 31,8 до 30,9 процента, что более чем в два раза ниже среднего уровня занятости населения в крае.


Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет.


Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 29 лет в период 2019 - 2021 годов снизился с 5,5 до 4,7 процента, что тем не менее в 1,5 раза выше среднего уровня безработицы населения края.


Традиционно наиболее высокий уровень безработицы характерен для молодежной группы 15 - 19 лет (в 2021 году - 17,9 процента). Вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 6,6 до 7,0 процентов).


К основным проблемам трудоустройства молодежи относятся:


- ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;


- относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте 15 - 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;


- отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;


- несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;


- наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;


- низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;


- отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;


- неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;


- несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.


Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.


Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.



3. Основные цели и задачи Программы

(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)


Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.


Основными задачами Программы являются:


- содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);


- организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций), в том числе путем развития цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"), реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";


- содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);


- содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, мониторинг уровня безработицы молодежи).


В приоритетном порядке мероприятия Программы направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.



4. Управление реализацией Программы


Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляются комитетом по делам молодежи Правительства края.


Реализация Программы осуществляется с участием исполнителей Программы:


- комитет по труду и занятости населения Правительства края;


- министерство образования и науки края;


- министерство туризма края;


- краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения;


- краевое государственное автономное учреждение "Краевой молодежный центр социального воспитания и здоровья";


- региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию);


- Союз "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов" (по согласованию).


- План мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе (далее - План мероприятий).


Реализация Плана мероприятий осуществляется исполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»