(с изменениями на 9 сентября 2024 года)
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)
Во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы (далее - Программа).
2. Ответственным исполнителям Программы:
2.1. Обеспечить своевременное выполнение Программы.
2.2. Информацию о выполнении Программы представлять в комитет по делам молодежи Правительства края ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, до окончания срока реализации Программы.
(пп. 2.2 в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2022 - 2030 ГОДЫ
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу населения от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Хабаровском крае (далее также - край) реализуется на основе:
- системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
- создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
- реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
- совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
- совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы (далее также - Программа) разработана во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.
Уровень занятости молодежи в крае в возрасте 15 - 29 лет ниже уровня занятости населения края и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению. В 2019 - 2021 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 59,3 до 57,3 процента, а в группе 15 - 24 года - с 31,8 до 30,9 процента, что более чем в два раза ниже среднего уровня занятости населения в крае.
Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 29 лет в период 2019 - 2021 годов снизился с 5,5 до 4,7 процента, что тем не менее в 1,5 раза выше среднего уровня безработицы населения края.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы характерен для молодежной группы 15 - 19 лет (в 2021 году - 17,9 процента). Вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 6,6 до 7,0 процентов).
К основным проблемам трудоустройства молодежи относятся:
- ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;
- относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте 15 - 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
- отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
- несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
- наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
- низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
- отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
- неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
- несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.09.2024 N 557-рп)
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
- содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);
- организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций), в том числе путем развития цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"), реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";
- содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);
- содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, мониторинг уровня безработицы молодежи).
В приоритетном порядке мероприятия Программы направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляются комитетом по делам молодежи Правительства края.
Реализация Программы осуществляется с участием исполнителей Программы:
- комитет по труду и занятости населения Правительства края;
- министерство образования и науки края;
- министерство туризма края;
- краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения;
- краевое государственное автономное учреждение "Краевой молодежный центр социального воспитания и здоровья";
- региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию);
- Союз "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов" (по согласованию).
- План мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Хабаровского края на 2022 - 2030 годы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе (далее - План мероприятий).
Реализация Плана мероприятий осуществляется исполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период.