В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.01.2022 N 01/148 "Об утверждении Дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2022 году", с целью совершенствования системы организации воспитания обучающихся Челябинской области и использования ее потенциала для совершенствования региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования в контексте треков развития системы организации воспитания обучающихся
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области (далее - методика).
2. Проводить ежегодно в период марта - мая в соответствии с утвержденной методикой оценку в форме мониторинга эффективности системы организации воспитания в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях, включая областные государственные образовательные организации, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области, а также в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
3. Определить региональным координатором проведения оценки в форме мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в соответствии с утвержденной методикой государственное бюджетное учреждение "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (ГБУ ДПО РЦОКИО) (Барабас А.А.).
4. Директору ГБУ ДПО РЦОКИО Барабасу А.А. обеспечить ежегодно в рамках оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в соответствии с утвержденной методикой:
организацию, комплексное сопровождение мониторинга, подведение итогов с последующим анализом результатов и адресными рекомендациями;
автоматизацию сбора, хранения и накопления данных по результатам мониторинга.
5. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
обеспечить условия применения утвержденной методики в рамках муниципальных механизмов управления качеством образования;
информировать руководителей подведомственных образовательных организаций об утвержденной методике и обеспечить условия ее применения в рамках объективизации внутренней системы оценки качества образования.
6. Отделу общего образования Министерства образования и науки Челябинской области (Выдря Н.М.) обеспечить применение утвержденной методики при проведении оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся в образовательных организациях общего образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области.
7. Управлению профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области (Статирова О.И.) обеспечить применение утвержденной методики при проведении оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области.
8. Отделу воспитания, дополнительного образования и социализации Министерства образования и науки Челябинской области (Моисеева С.А.) обеспечить применение утвержденной методики при проведении оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области.
9. Руководителям областных государственных образовательных организаций общего и дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области, обеспечить участие в оценке эффективности системы организации воспитания обучающихся в соответствии с утвержденной методикой.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Е.А. Коузову.
Министр
образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ
Методика оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области
В представленной методике оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся описывается проведение исследования качества организации системы воспитательной работы в образовательных организациях Челябинской области.
В указанной методике применяются следующие обозначения и сокращения:
Методика - методика оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области;
АТЕ - административно-территориальные единицы;
МОУО - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
ОО - образовательная организация;
ООО - общеобразовательная организация;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
ОДО - организация дополнительного образования;
ПОО - профессиональная образовательная организация;
МСОКО - муниципальная система оценки качества образования;
ИС "Оценка организации воспитания" - региональная информационная система оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области.
В современном российском обществе воспитание подрастающих поколений обладает особой значимостью. На государственном и региональном уровнях имеется система документов, определяющих приоритеты в области воспитания обучающихся.
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <1>, от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <2> определены стратегические цели воспитания. Они заключаются в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций и раскрытии таланта каждого человека.
________________
<1> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 20.05.2022).
<2> Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". - URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 20.05.2022).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3> гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
________________
<3> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 20.05.2022).
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года <4> обозначены основные направления его реализации, которые ориентированы на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
________________
<4> Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 20.05.2022).
Таким образом, приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей и молодежи.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций включает:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
приобщение детей к культурному наследию;
популяризацию научных знаний среди детей;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;