ЗАКОН

 СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 июня 2022 года N 77-з


О внесении изменений в областной закон "О местном референдуме в Смоленской области"

Принят
Смоленской областной Думой
30 июня 2022 года



Статья 1


Внести в областной закон от 29 сентября 2003 года N 55-з "О местном референдуме в Смоленской области" (Смоленская газета (приложение), 2003, 9 октября; Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 2006, N 13 (часть III, книга 1), стр. 193; 2009, N 12 (часть II), стр. 30; 2010, N 10 (часть V), стр. 27; 2011, N 12 (часть V), стр. 18; 2013, N 1 (часть I), стр. 19; N 7 (часть II), стр. 113; 2014, N 2 (часть I), стр. 64; N 8 (часть III), стр. 20; 2015, N 2 (часть I), стр. 19; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 декабря 2016 года, N 6700201612280023; 15 ноября 2017 года, N 6700201711150016; 21 декабря 2018 года, N 6700201812210016; 28 марта 2019 года, N 6700201903280027; 27 июня 2019 года, N 6700201906270004; 11 февраля 2021 года, N 6700202102110010; 24 июня 2021 года, N 6700202106240003) следующие изменения:


1) в статье 7:


а) в пункте 1 слова "избирательная комиссия муниципального образования" заменить словами "территориальная избирательная комиссия";


б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:


"По решению избирательной комиссии Смоленской области полномочия комиссии местного референдума могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.";


2) в пункте 1 статьи 10 слова "избирательную комиссию муниципального образования" заменить словами "территориальную избирательную комиссию";


3) статью 15 дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:


"13.1. Список участников местного референдума может составляться, уточняться и использоваться в электронном виде в порядке и сроки, определенные при проведении местного референдума избирательной комиссией Смоленской области с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


В случае составления, уточнения и использования списка участников местного референдума в электронном виде его копия изготавливается путем распечатки списка участников местного референдума на бумажном носителе непосредственно после окончания времени голосования (в последний день голосования) и заверяется подписями председателя, секретаря участковой комиссии и печатью участковой комиссии. Указанная копия равнозначна по своей юридической силе списку участников местного референдума в электронном виде. Хранение указанной копии осуществляется в порядке, определяемом в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в отношении хранения документации референдума.";


4) статью 21 дополнить пунктом 8 следующего содержания:


"8. В случае, если в агитационном материале используется высказывание физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или физического лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.";


5) пункт 7 статьи 24 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "В размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 8 статьи 21 настоящего закона, должна помещаться информация об этом в соответствии с пунктом 8 статьи 21 настоящего закона.";


6) пункт 4 статьи 34.1 изложить в следующей редакции:


"4. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей досрочное голосование, предусмотренное пунктом 1, пунктом 1.2, пунктом 11 статьи 36 настоящего закона, голосование вне помещения для голосования, предусмотренное пунктом 18 статьи 37 настоящего закона, не проводятся.";


7) в статье 35:


а) пункт 6 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "На основании соответствующего решения комиссии местного референдума серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников местного референдума с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка.", дополнить предложением следующего содержания: "В случае составления списка участников местного референдума в электронном виде допускается применение электронной графической подписи в порядке, определенном избирательной комиссией Смоленской области с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.";


б) пункт 12 изложить в следующей редакции:


"12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола о результатах местного референдума), если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола о результатах местного референдума) принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории участка референдума.";


в) в пункте 14 слова ", а также посредством дистанционного электронного голосования" исключить;


8) дополнить статьей 35.1 следующего содержания:


"Статья 35.1. Дистанционное электронное голосование


1. При проведении местного референдума по решению избирательной комиссии Смоленской области может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых участник местного референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании.


2. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации с днями голосования на местном референдуме указанное решение принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательной комиссии Смоленской области.


3. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на местном референдуме принимается избирательной комиссией Смоленской области (по предложению комиссии местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


4. В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия Смоленской области информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.


5. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональной государственной информационной системы, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


6. На местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональная государственная информационная системы.


7. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации с днями голосования на местном референдуме порядок дистанционного электронного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательной комиссии Смоленской области, участвующей в дистанционном электронном голосовании.


8. При проведении местного референдума с использованием федеральных государственных информационных систем порядок дистанционного электронного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


9. При проведении местного референдума с использованием региональной государственной информационной системы порядок дистанционного электронного голосования с учетом требований, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, утверждается избирательной комиссией Смоленской области.


10. Порядок дистанционного электронного голосования с учетом требований к проведению дистанционного электронного голосования, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, должен содержать:


а) порядок и сроки подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании и его отзыва, составления и использования списка участников дистанционного электронного голосования либо условия участия в дистанционном электронном голосовании без подачи такого заявления и порядок составления и использования списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании;


б) порядок аутентификации и идентификации участника местного референдума для участия в дистанционном электронном голосовании, предусматривающий проверку данных участника местного референдума и их сопоставление с данными регистра участников местного референдума;


в) порядок участия в дистанционном электронном голосовании участника местного референдума;


г) порядок обеспечения возможности наблюдения при организации, осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов с учетом особенностей такого голосования, а также порядок назначения наблюдателей;


д) порядок установления итогов дистанционного электронного голосования и их учета при определении результатов местного референдума.


11. Участник местного референдума, включенный в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка участников местного референдума.


12. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник местного референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.


13. В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участником местного референдума изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается. Участник местного референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на участке референдума. Такой участник местного референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком дистанционного электронного голосования.


14. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.


15. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления участником местного референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления участников местного референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными участника местного референдума и результатом его волеизъявления.


16. При организации и осуществлении дистанционного электронного голосования должно обеспечиваться выполнение требований о защите содержащейся в государственных информационных системах информации, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.


17. Использование при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования ГАС "Выборы" и иных государственных информационных систем, а также их взаимодействие при обработке персональных данных участников местного референдума осуществляется исключительно в целях реализации права на участие в местном референдуме.";


9) в пункте 5 статьи 36 слова "членов участковой комиссии с правом совещательного голоса," исключить;


10) в статье 37:


а) в пункте 6 слова "членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и" исключить;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»