В соответствии с положениями Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733, в целях уточнения объемов финансирования и повышения эффективности исполнения отдельных мероприятий государственной программы Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" на 2014 - 2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 710, Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 710 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" на 2014 - 2023 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 цифры "2014 - 2023" заменить цифрами "2014 - 2024";
в государственной программе Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" на 2014 - 2023 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании цифры "2014 - 2023" заменить цифрами "2014 - 2024";
в паспорте Государственной программы:
в разделе "Наименование Государственной программы" цифры "2014 - 2023" заменить цифрами "2014 - 2024";
раздел "Тактические показатели (индикаторы) Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (I ЭТАП) | - | доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи; доля молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи; количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом наркотических средств, выявленных правоохранительными органами; количество публикаций и иных материалов антинаркотической тематики, размещенных в средствах массовой информации; количество специалистов субъектов профилактики наркомании, прошедших курсы повышения квалификации, а также принявших участие в семинарах, пресс-конференциях и иных мероприятиях по проблемам профилактики наркомании, в том числе на базе областного центра социальной помощи семье и детям "Семья"; число потребителей наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно включаемых в программы комплексной реабилитации и ресоциализации; доля учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь в полном соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", в общем количестве учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь; количество использованных тест-полосок для выявления психиатрами-наркологами немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди лиц призывного возраста, учащихся, студентов образовательных учреждений Самарской области и воспитанников социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних; доля лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в общем числе лиц, стоящих на диспансерном учете; доля лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества более двух лет, в общем числе потребителей наркотических средств и психотропных веществ, окончивших программы комплексной реабилитации и ресоциализации; количество специалистов, работающих в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, прошедших обучение и повышение квалификации; количество информационных продуктов о реализации программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, изготовленных для трансляции в теле- и радиоэфире или размещенных в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области; доля учащихся, студентов образовательных учреждений и воспитанников социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних, прошедших профилактический осмотр врачами психиатрами-наркологами, в общем числе учащихся, студентов образовательных учреждений и воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, прошедших социально-психологическое тестирование и предоставивших согласие на проведение профилактического осмотра врачом психиатром-наркологом; доля лиц призывного возраста, прошедших профилактический осмотр врачами психиатрами-наркологами, в общем числе лиц призывного возраста; число потребителей наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно включаемых в программы медицинской и социальной реабилитации"; |
после раздела "Тактические показатели (индикаторы) Государственной программы" дополнить разделом следующего содержания:
"ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (II ЭТАП) | - | доля учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ на базе образовательных учреждений в Самарской области, в общей численности учащейся молодежи; доля молодежи (в возрасте от 14 до 35 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи; количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом наркотических средств, выявленных правоохранительными органами; количество публикаций и иных материалов антинаркотической тематики, размещенных в средствах массовой информации; количество специалистов субъектов профилактики наркомании, прошедших курсы повышения квалификации, а также принявших участие в семинарах, пресс-конференциях и иных мероприятиях по проблемам профилактики наркомании, в том числе на базе комплексных центров социального обслуживания населения; число потребителей наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно включаемых в программы медицинской и социальной реабилитации; доля учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь в полном соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", в общем количестве учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь; доля лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в общем числе лиц, стоящих на диспансерном учете; доля учащихся, студентов образовательных учреждений и воспитанников социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних, прошедших профилактический осмотр врачами психиатрами-наркологами, в общем числе учащихся, студентов образовательных учреждений и воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, прошедших социально-психологическое тестирование и предоставивших согласие на проведение профилактического осмотра врачом психиатром-наркологом; доля лиц призывного возраста, прошедших профилактический осмотр врачами психиатрами-наркологами, в общем числе лиц призывного возраста; доля лиц, не потребляющих наркотические средства и психотропные вещества более двух лет, в общем числе потребителей наркотических средств и психотропных веществ, окончивших программы комплексной реабилитации и ресоциализации; количество специалистов, работающих в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, прошедших обучение и повышение квалификации"; |
раздел "Подпрограммы с указанием целей и сроков реализации" изложить в следующей редакции:
"ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | подпрограмма "Профилактика распространения наркомании и связанных с нею правонарушений в Самарской области" на 2014 - 2024 годы, целями которой являются сокращение доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте; подпрограмма "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, в Самарской области" на 2014 - 2024 годы, целями которой являются снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, а также формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте"; |
разделы "Этапы и сроки реализации Государственной программы" и "Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | 2014 - 2024 годы. Государственная программа реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2020 годы; II этап: 2021 - 2024 годы |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 251,3677275 млн. рублей. Общий объем финансового обеспечения мероприятий I этапа Государственной программы составляет 197,9498275 млн. рублей, из них: в 2014 году - 9,85 млн. рублей; в 2015 году - 57,85334 млн. рублей; в 2016 году - 43,311227 млн. рублей, в том числе за счет неиспользованного остатка средств областного бюджета предыдущего года в размере 3,971874 млн. рублей; в 2017 году - 23,3081356 млн. рублей <1>; в 2018 году - 25,435 млн. рублей <2>; в 2019 году - 16,296785 млн. рублей; в 2020 году - 25,8672139 млн. рублей. Общий объем финансового обеспечения мероприятий II этапа Государственной программы составляет 53,4179 млн. рублей, из них: в 2021 году - 12,3476 млн. рублей; в 2022 году - 13,6901 млн. рублей; в 2023 году - 13,6901 млн. рублей; в 2024 году - 13,6901 млн. рублей"; |
в тексте Государственной программы:
раздел 1 "Характеристика текущего состояния наркоситуации, основные проблемы, на решение которых направлена Государственная программа, анализ рисков реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния наркоситуации,
основные проблемы, на решение которых направлена
Государственная программа, анализ рисков реализации
Государственной программы
Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Самарской области показал, что распространение незаконного потребления наркотиков продолжает оставаться достаточно острой проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала. Ущерб от распространения наркомании на территории Самарской области составляет до 3% от валового регионального продукта.
Высокий уровень социально-экономического развития региона делает Самарскую область все более привлекательной для расширения рынка сбыта наркотиков, создает предпосылки для привлечения в преступный наркобизнес значительных финансовых ресурсов. Также существенным фактором, влияющим на состояние обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков, является расположение Самарской области на пути так называемого северного маршрута переброски наркотиков из стран Центрально-Азиатского региона.
Так, по данным системы мониторинга, в 2014 году состояние наркоситуации в Самарской области по уровню наркотизации населения Государственным антинаркотическим комитетом оценивалось как "кризисное" (на 01.01.2014 - 494,4 человека с диагнозом "наркомания" на 100 тысяч населения) и область занимала лидирующее место в Российской Федерации.
Результатом реализации Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года стала зафиксированная устойчивая тенденция к общему оздоровлению наркоситуации в регионе.
По состоянию на 01.01.2021 по уровню наркотизации населения обстановка в Самарской области соответствовала "напряженному уровню" (146,6 человека с диагнозом "наркомания" на 100 тысяч населения), что ниже зарегистрированного среднероссийского показателя (160,9 человека на 100 тысяч населения).
В разрезе муниципальных образований наиболее высокий уровень наркотизации на 100 тыс. населения по состоянию на 01.01.2021 наблюдался в городских округах Жигулевск (432,5 человека), Отрадный (282,6 человека), Октябрьск (155,9 человека), Новокуйбышевск (246,6 человека), Тольятти (247,3 человека), Чапаевск (244 человека), Сызрань (222,8 человека), муниципальных районах: Сызранский (184,9 человека), Кинель-Черкасский (169,3 человека), Красноярский (159,8 человека).
В разрезе муниципальных образований наиболее высокие значения показателя "Общая заболеваемость наркоманией" на 100 тыс. населения наблюдались в городских округах Чапаевск (1132,07 человека), Новокуйбышевск (900,30 человека), Жигулевск (560,65 человека), Отрадный (547,97 человека), Сызрань (529,18 человека), Самара (465,51 человека); муниципальных районах Красноярский (353,71 человека), Кинель-Черкасский (271,25 человека).
По данным Самарского областного наркологического диспансера, по состоянию на 01.10.2021 на диспансерном наблюдении с диагнозом "наркомания" состояло 5244 человека, в том числе 10 несовершеннолетних лиц.
На диспансерном наблюдении с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотических средств" состояло 3218 человек, в том числе 42 несовершеннолетних лица.
За 9 месяцев 2021 года на диспансерное наблюдение поставлено 1159 человек (за аналогичный период 2020 года - 1404 человека), в том числе:
с диагнозом "наркомания" - 470 человек (за аналогичный период 2020 года - 617 человек);
с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотических средств" - 689 человек (за аналогичный период 2020 года - 787 человек).
Среди лиц, употребляющих наркотики и зарегистрированных в наркологических диспансерах, городские жители составляют 88,2%, женщины - 16,1%, дети и подростки - 0,6%.
За 9 месяцев 2021 года снят с диспансерного наблюдения 531 пациент с диагнозом "наркомания" (за аналогичный период 2020 года - 519 человек), в том числе в связи с выздоровлением - 229 человек (за аналогичный период 2020 года - 228 человек), а также 390 человек, употребляющих наркотики с вредными последствиями (за аналогичный период 2020 года - 421 человек), в том числе в связи с выздоровлением - 292 человека (за аналогичный период 2020 года - 334 человека).
За 9 месяцев 2021 года правоохранительными органами в Самарской области зарегистрировано 3248 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе тяжких и особо тяжких - 2494, из них преступлений, связанных со сбытом наркотиков, - 2174.
Изъято из незаконного оборота 220,2 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 46,5 кг синтетических наркотиков, 58,5 кг сильнодействующих веществ.
На протяжении предыдущих лет органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными общественными организациями была проведена большая работа в рамках реализации семи государственных программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области, каждая из которых являлась логическим продолжением предыдущей. Программы по реализации антинаркотической политики в Самарской области в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур на региональном и муниципальном уровнях, объединение различных ресурсов по решению проблем незаконного распространения и потребления наркотиков.
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех 37 муниципальных образованиях Самарской области.
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов рота количества лиц, состоящих на наркологическом учете, количества женщин, детей и подростков, состоящих на учете в наркологических диспансерах области, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Мониторинг общественного мнения показывает, что почти 90% респондентов считают проблему наркомании для нашей области актуальной. Уровень готовности общественного сознания к усилению мер, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков, можно определить как достаточно высокий.
Основными факторами, несущими негативное влияние на развитие обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотиков, являлись высокий уровень наркотизации населения, увеличение миграционного притока иностранных граждан из стран Центрально-Азиатского региона, организация каналов поставок и сетей сбыта наркотиков лидерами и активными членами организованных преступных группировок, отбывающими наказание в местах лишения свободы, возможность приобретения новых видов психоактивных веществ посредством сети Интернет. В связи с этим одной из основных задач государственной антинаркотической политики является решение вопросов организации информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступности.
В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение комплекса мероприятий за счет средств областного бюджета, предусмотренных Государственной программой.
Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной антинаркотической политики, обеспечить системный подход к решению поставленных задач.
Основным риском, связанным с использованием программно-целевого метода решения проблемы, является недостаточность финансирования Государственной программы за счет средств областного бюджета, обусловленная инфляционными процессами.
Вместе с тем в целях реализации комплекса мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков в Самарской области предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы показателей (индикаторов) Государственной программы, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий от реализации Государственной программы к минимуму.";
в абзацах втором, третьем, пятом и шестом раздела 2.1 "Перечень, цели и краткое описание подпрограмм, включенных в Государственную программу" цифры "2014 - 2023" заменить цифрами "2014 - 2024";
раздел 3 "Сроки и этапы реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"3. Сроки и этапы реализации Государственной программы
Общий срок реализации Государственной программы рассчитан на период 2014 - 2024 годов (в два этапа) с учетом необходимости обеспечения преемственности реализации программных мероприятий: