ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 июня 2022 года N 621-ЗО


О нормативных правовых актах Челябинской области

(с изменениями на 29 января 2024 года)

(в ред. Законов Челябинской области от 28.02.2023 N 784-ЗО, от 29.01.2024 N 4-ЗО)




Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 23 июня 2022 г. N 1141



Настоящий Закон устанавливает общие принципы разработки, оформления, экспертизы, опубликования нормативных правовых актов Челябинской области (далее - нормативный правовой акт области).



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


1) нормативный правовой акт области - письменный официальный документ, принятый в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти Челябинской области или на референдуме Челябинской области, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;


2) правила юридической техники - совокупность способов и приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении нормативных правовых актов области.



Статья 2. Виды нормативных правовых актов области


1. Нормативными правовыми актами области являются:


1) Устав (Основной Закон) Челябинской области;


2) законы Челябинской области (далее - закон области);


3) постановления Законодательного Собрания Челябинской области (далее - Законодательное Собрание) нормативного характера, в том числе постановления Законодательного Собрания о принятии законов области;


4) постановления, распоряжения Губернатора Челябинской области (далее - Губернатор области) нормативного характера;


5) постановления, распоряжения Правительства Челябинской области (далее - Правительство области) нормативного характера;


6) приказы, постановления исполнительных органов Челябинской области нормативного характера, принимаемые в случаях, установленных федеральными законами и (или) законами области.


2. Законы области и иные нормативные правовые акты области образуют единую и целостную систему законодательства Челябинской области.


3. Органы государственной власти Челябинской области не вправе издавать нормативные правовые акты области иных видов, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи.


4. Нормативными правовыми актами области могут быть утверждены (приняты) программы, регламенты, положения, правила, инструкции, а также иные документы, используемые в правотворческой практике.


Утвержденные (принятые) нормативными правовыми актами области и прилагаемые к нормативным правовым актам области документы являются их составными частями и обладают их юридической силой.


5. Порядок внесения, рассмотрения, принятия, подписания нормативных правовых актов области определяется федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, законами области и иными нормативными правовыми актами области.



Статья 3. Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту области


1. Нормативный правовой акт области должен отвечать следующим общим требованиям:


1) соответствие предмета регулирования нормативного правового акта области предмету ведения Челябинской области, а также полномочиям Челябинской области по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;


2) соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Челябинской области, законам области;


3) соответствие компетенции органа государственной власти Челябинской области;


4) принадлежность к видам нормативных правовых актов области, установленных частью 1 статьи 2 настоящего Закона.


2. При подготовке нормативного правового акта области необходимо учитывать состояние правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, необходимость принятия нормативного правового акта области и достаточность предполагаемых правовых предписаний.


3. Нормативный правовой акт области содержит следующие реквизиты:


1) герб Челябинской области, который воспроизводится в соответствии с Законом Челябинской области "О гербе Челябинской области";


2) полное наименование органа государственной власти Челябинской области, принявшего нормативный правовой акт области (кроме законов области);


3) вид нормативного правового акта области;


4) наименование нормативного правового акта области;


5) дата принятия нормативного правового акта области (датой принятия закона области является дата его подписания Губернатором области или лицом, исполняющим его обязанности; датой принятия постановления Законодательного Собрания является дата его принятия Законодательным Собранием; датой принятия постановления, распоряжения Губернатора области является дата их подписания Губернатором области или лицом, исполняющим его обязанности; датой принятия постановления, распоряжения Правительства области является дата их подписания председателем Правительства области; датой принятия приказа, постановления исполнительного органа Челябинской области является дата их подписания руководителем исполнительного органа Челябинской области или лицом, исполняющим его обязанности);


6) регистрационный номер нормативного правового акта области;


7) должность лица, уполномоченного подписывать нормативный правовой акт области;


8) подпись лица, уполномоченного подписывать нормативный правовой акт области.



Глава 2. ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ



Статья 4. Требования, предъявляемые к языку и стилю нормативного правового акта области


1. Нормативные правовые акты области излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.


2. Нормативные предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах области, должны быть точными, лаконичными, исключающими двусмысленность.


3. В нормативных правовых актах области воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается в исключительных случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний. Воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам ведения Российской Федерации в нормативных правовых актах области не допускается.



Статья 5. Требования, предъявляемые к терминологии, используемой в нормативном правовом акте области


1. При необходимости в нормативном правовом акте области даются определения юридических, технических и других специальных терминов.


2. В нормативном правовом акте области должно быть обеспечено единство терминологии и понятий с терминологией и понятиями, используемыми в законодательстве Российской Федерации. При отсутствии в законодательстве Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определений терминов и понятий в нормативном правовом акте области дается соответствующее определение. Термины и понятия должны употребляться в нормативном правовом акте области только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.


3. В случае, если термин или понятие, используемый (используемое) в нормативном правовом акте области, имеет несколько значений или значение, отличающееся от общепринятого, необходимо дать определение такому термину или понятию для обеспечения правильного толкования.



Статья 6. Структура нормативного правового акта области


1. Структура нормативного правового акта области должна обеспечивать логическое развитие предмета правового регулирования, переход от общих положений к частным. Структура нормативного правового акта области, необходимость включения в него тех или иных структурных единиц определяются исходя из его объема и содержания.


2. Нормативный правовой акт области имеет наименование. Наименование нормативного правового акта области должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.


3. В случае, если требуется разъяснение целей и задач принятия нормативного правового акта области, текст нормативного правового акта области предваряет преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.


4. Основной структурной единицей закона области является статья, иного нормативного правового акта области - пункт. Статья закона области имеет наименование, обозначается словом "статья" и нумеруется арабской цифрой с точкой. В исключительных случаях наименование статьи может отсутствовать, тогда статья обозначается словом "статья" и нумеруется арабской цифрой без точки. Пункт иного нормативного правового акта области нумеруется арабской цифрой с точкой и наименования не имеет.


5. В законах области статьи, в иных нормативных правовых актах области пункты имеют сквозную нумерацию в пределах нормативного правового акта области.


6. В значительных по объему законах области статьи, в постановлениях Законодательного Собрания пункты близкого содержания объединяются в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Главы и разделы имеют наименования. Разделы нумеруются римскими цифрами с точкой, главы - арабскими цифрами с точкой.


7. Статьи закона области подразделяются на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой. В случае, если статья закона области состоит из одного абзаца, часть арабской цифрой не обозначается. Статьи закона области могут иметь пункты, которые обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.


8. Части статьи закона области могут состоять из пунктов, которые обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты части статьи, пункты статьи закона области, пункты постановления Законодательного Собрания могут состоять из подпунктов, обозначаемых строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.


9. Части статьи, пункты части статьи, подпункты пункта части статьи, пункты статьи, подпункты пункта статьи закона области, пункты, подпункты пункта постановления Законодательного Собрания могут состоять из абзацев, нумерация которых подразумевается. Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры или буквы, обозначающей соответствующую структурную единицу закона области, постановления Законодательного Собрания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»