____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании постановления администрации города Мурманска от 14.11.2022 N 3522.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ город-герой Мурманск, постановлениями администрации города Мурманска от 21.08.2013 N 2143 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска", от 26.03.2020 N 808 "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов и формирования перечня налоговых расходов муниципального образования город Мурманск", в целях повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств постановляю:
1. Внести в муниципальную программу города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2018 - 2024 годы, утвержденную постановлением администрации города Мурманска от 10.11.2017 N 3598 (в ред. постановлений от 29.01.2018 N 165, от 06.09.2018 N 3001, от 18.12.2018 N 4402, от 19.12.2018 N 4416, от 27.06.2019 N 2186, от 12.11.2019 N 3751, от 12.12.2019 N 4183, от 16.12.2019 N 4229, от 01.04.2020 N 884, от 07.08.2020 N 1871, от 02.11.2020 N 2535, от 17.12.2020 N 2940, от 17.12.2020 N 2950, от 11.08.2021 N 2092, от 15.12.2021 N 3237, от 20.12.2021 N 3286), следующие изменения:
1.1. В разделе "Паспорт муниципальной программы" строку "Финансовое обеспечение программы" изложить в следующей редакции:
"Финансовое обеспечение программы | Всего по программе: 301785,2 тыс. руб., в т.ч.: - за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск (далее - МБ) 295740,3 тыс. руб., из них: 2018 год - 34188,6 тыс. руб., 2019 год - 35679,3 тыс. руб., 2020 год - 42195,8 тыс. руб., 2021 год - 42809,4 тыс. руб., 2022 год - 52466,6 тыс. руб., 2023 год - 43442,6 тыс. руб., 2024 год - 44958,0 тыс. руб., - за счет средств областного бюджета (далее - ОБ) 6044,9 тыс. руб., из них: 2018 год - 1154,4 тыс. руб., 2019 год - 1161,7 тыс. руб., 2020 год - 671,4 тыс. руб., 2021 год - 1479,9 тыс. руб., 2022 год - 1045,4 тыс. руб., 2023 год - 261,2 тыс. руб., 2024 год - 270,9 тыс. руб." |
1.2. В разделе II "Подпрограмма "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске" на 2018 - 2024 годы":
1.2.1. Строку "Финансовое обеспечение подпрограммы" подраздела "Паспорт подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Финансовое обеспечение подпрограммы | Всего по подпрограмме: 53292,4 тыс. руб., в т.ч.: МБ: 50805,6 тыс. руб., из них: 2018 год - 5502,6 тыс. руб., 2019 год - 4746,5 тыс. руб., 2020 год - 12067,2 тыс. руб., 2021 год - 8026,6 тыс. руб., 2022 год - 13508,5 тыс. руб., 2023 год - 3477,1 тыс. руб., 2024 год - 3477,1 тыс. руб., ОБ: 2486,8 тыс. руб., из них: 2018 год - 500,0 тыс. руб., 2019 год - 467,8 тыс. руб., 2021 год - 726,7 тыс. руб., 2022 год - 792,3 тыс. руб." |
1.2.2. Подраздел 1 "Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма" изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.2.3. Пункт 3.2 "Перечень основных мероприятий подпрограммы на 2022 - 2024 годы" подраздела 3 "Перечень основных мероприятий подпрограммы" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
1.2.4. Таблицу "Детализация основных мероприятий на 2022 - 2024 годы" изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
1.2.5. Подраздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы" изложить в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
2. Отделу информационно-технического обеспечения и защиты информации администрации города Мурманска (Кузьмин А.Н.) разместить настоящее постановление с приложениями на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет.
3. Редакции газеты "Вечерний Мурманск" (Хабаров В.А.) опубликовать настоящее постановление с приложениями.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Мурманска Синякаева Р.Р.
Глава
администрации города Мурманска
Ю.В.СЕРДЕЧКИН
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПОДПРОГРАММА
В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы (далее - Реестр) на конец 2017 года на территории города Мурманска количество зарегистрированных субъектов МСП составляло около 16 тысяч ед. Из них количество средних предприятий составляло 29 ед., малых предприятий (в т.ч. микро-) - 8681 ед. Количество индивидуальных предпринимателей - 7156 ед.
Данные Реестра за период с 2018 года демонстрируют следующую динамику в среде МСП в городе Мурманске:
Дата | Индивидуальные предприниматели, ед. | Малые предприятия (в т.ч. микро-), ед. | Средние предприятия, ед. | Итого число субъектов МСП, ед. |
На 10.01.2019 | 7316 | 7961 | 25 | 15302 |
На 10.01.2020 | 7635 | 7254 | 22 | 14911 |
На 10.01.2021 | 7230 | 6762 | 28 | 14020 |
На 10.01.2022 | 7798 | 6309 | 31 | 14138 |
Снижение количества субъектов МСП в городе Мурманске в первую очередь связано с региональной спецификой, негативно влияющей на развитие бизнеса. Это высокий уровень затрат на производство, повышенная нагрузка на бизнес, связанная с предоставлением "северных" надбавок и других льгот работникам, демографические изменения в регионе. В 2020 году факторами, определяющими развитие МСП во всех отраслях экономики, стали негативные последствия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, включающие временную приостановку деятельности предприятий, невозможность удаленной работы, уменьшение уровня потребительского спроса, запрет на организацию массовых мероприятий, выездов за пределы территории Российской Федерации и др.
С целью снижения негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также создания условий для последующего возвращения организаций региона в нормальный режим работы реализован ряд мер, предусматривающих налоговые преференции и прямую финансовую поддержку субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях, благодаря чему основная часть бизнеса полностью восстановила рабочие процессы. Численность субъектов МСП на 10.12.2021 составила 14084 ед.
В качестве одной из мер поддержки Законом Мурманской области от 29.05.2020 N 2502-01-ЗМО с 01.07.2020 запущен специальный налоговый режим для самозанятых "Налог на профессиональный доход", являющийся востребованным среди физических лиц, которые реализуют продукцию собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги физическим лицам, предпринимателям или организациям (например, по созданию сайтов, переводу текстов, ремонту квартир, парикмахерским и косметологическим услугам). По официальным данным Федеральной налоговой службы, за 2021 год количество вновь зарегистрированных самозанятых граждан составило 5114 человек.
Самозанятые граждане наравне с организациями и индивидуальными предпринимателями, относящимися к субъектам МСП, имеют право на получение от органов власти различных видов поддержки, включая информационно-консультационную, финансовую и имущественную.
В условиях введения ограничительных мероприятий наиболее сильно пострадали от пандемии сфера торговли непродовольственными товарами, в том числе крупные торгово-развлекательные центры, сферы общественного питания, индустрии красоты, персональных услуг, сфера туризма и индустрия развлечений.
Динамика развития потребительского рынка города Мурманска представлена в таблице:
Объекты | Количество по состоянию на 01.01.2020 | Количество по состоянию на 01.01.2021 | Количество по состоянию на 01.01.2022 |
Стационарные магазины, из них: | 1580 | 1560 | 1562 |
- продовольственные | 558 | 757 | 758 |
- непродовольственные | 1022 | 803 | 804 |
Универсальный розничный рынок | 1 | 1 | 1 |
Ярмарки (постоянно действующие) | 4 | 3 | 3 |
Выставки-ярмарки | 71 | 34 | 59 |
Нестационарные торговые объекты | 237 | 211 | 215 |
Предприятия общественного питания | 467 | 342 | 295 |
Предприятия сферы услуг | 649 | 580 | 601 |
Сектор потребительского рынка напрямую столкнулся с ограничительными мероприятиями, в связи с чем фактическая обеспеченность торговыми площадями населения города несколько снизилась:
Объекты | Норматив | По состоянию | ||
на 01.01.2020 | на 01.01.2021 | на 01.01.2022 | ||
Торговые площади, в том числе: | 667 кв. м | 1073,91 кв. м | 1059,35 кв. м | 1050,42 кв. м |
- по продаже продовольственных товаров | 266 кв. м | 341,76 кв. м | 315,19 кв. м | 321,82 кв. м |
- по продаже непродовольственных товаров | 401 кв. м | 732,15 кв. м | 744,16 кв. м | 728,6 кв. м |
Тем не менее в 2021 году обеспеченность жителей города Мурманска торговыми площадями на 1000 жителей остается высокой и составляет 1050,42 кв. м, что на 57,5 % превышает нормативное значение в 667,0 кв. м, в том числе: по продаже продовольственных товаров - 321,82 кв. м (на 21,0 % больше норматива), по продаже непродовольственных товаров - 728,6 кв. м (на 81,7 % превышает норматив).
Потребность жителей города Мурманска в торговых объектах, объектах общественного питания, бытового обслуживания удовлетворена в полном объеме.
В сфере торговли зарегистрирована треть организаций города, занято порядка 7,1 % работников крупных и средних предприятий.
В городе функционируют как крупные федеральные продовольственные сети: "Пятерочка", "Перекресток", "Магнит", "Дикси", "Fix Price", "Светофор", "Бристоль", "Красное и белое", гипермаркеты "Лента" и "О'КЕЙ", так и региональные розничные продовольственные торговые сети: магазины "Сити Гурмэ", "Североморец", "Рыбный", "Окраина", "Веселый пекарь", "Арктик Фиш", "Гостинец", "Тулома".
Розничная торговля в городе Мурманске представлена не только стационарными торговыми объектами. В городе активно развиваются современные форматы нестационарной торговли:
- мобильная торговля (быстрое питание - street food, "кофейни на колесах", мороженое, напитки);
- развозная торговля (фудтраки, автомагазины и т.д.);
- фирменные киоски или автолавки по продаже продукции местных товаропроизводителей или местных промыслов (например, специализированные по продаже рыбопродукции, хлебобулочных изделий, продукции из оленины, ГОУСП "Тулома", "Окраина вкуснее");