Недействующий

Об утверждении Схемы и Программы развития электроэнергетики Сахалинской области на 2022 - 2026 годы



Таблица 4.2.3.2.2



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПОЛАГАЕМОЙ МОЩНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТАНЦИЙ ЭНЕРГОРАЙОНА "ГОЛОВНИНО" В ПЕРИОД 2022 - 2035 ГГ. (ДЛЯ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ВАРИАНТА)

Показатели

2021 г. факт

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2030 г.

2035 г.

Покрытие

Установленная мощность станций, МВт

1,685

1,685

2,685

2,685

2,685

2,685

2,685

2,685

в т.ч.:

ВДЭС "Головнино" <*>

1,685

1,685

2,685

2,685

2,685

2,685

2,685

2,685

Располагаемая мощность станций, МВт

1,235

1,235

2,235

2,235

2,235

2,235

2,235

2,235

в т.ч.:

ВДЭС "Головнино"

1,235

1,235

2,235

2,235

2,235

2,235

2,235

2,235

Спрос

Максимум потребления, МВт

0,63

0,66

0,72

0,78

0,84

1,55

1,99

2,11

Нормативный резерв мощности, МВт

1,025

1,025

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

Итого спрос (с учетом резерва), МВт

1,655

1,685

2,52

2,58

2,64

3,35

3,79

3,91

Избыток (+)/дефицит (-) располагаемой мощности

-0,42

-0,45

-0,285

-0,345

-0,405

-1,115

-1,555

-1,675


________________


* информация приведена в соответствии с информацией АО "Мобильные ГТЭС", полученной письмом N МГЭС/01.00/1232 от 21.10.2021.


Таким образом, из таблицы 4.2.3.2.2 видно, что планируемое увеличение мощности ВДЭС "Головнино" не устраняет дефицита располагаемой мощности с учетом нормативного резерва на этап до 2035 г. Данный энергорайон характеризуется дефицитом располагаемой мощности с учетом нормативного резерва на основании фактических данных. В период с 2022 г. по 2035 г. дефицит располагаемой мощности (с учетом нормативного резерва) увеличивается. Несмотря на то, что до 2035 г. значение располагаемой мощности станций превышает прогнозируемое значение нагрузки, необходима разработка мероприятий, направленных на создание необходимого нормативного резерва мощности, реализацию которых рекомендуется осуществить в период не позднее 2030 г.


Увеличение мощности существующей ВДЭС (в части установки дизельных генераторов) противоречит "Климатической программе Сахалинской области на период до 2025 года", утвержденной Губернатором Сахалинской области В.И.Лимаренко 23 ноября 2021 г., направленной на достижение углеродной нейтральности Сахалинской области, разработанной в рамках законопроекта о проведении на Сахалине углеродного эксперимента <34>. Следовательно, для устранения дефицита располагаемой мощности могут применяться следующие мероприятия:


________________


<34> В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 6 марта 2022 г. N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации".


- строительство электростанций, использующих в качестве основного топлива природный газ;


- строительством электростанций с использованием ВИЭ;


- присоединение энергорайона "Головнино" к Южно-Курильскому.


В настоящий момент на ВДЭС "Головнино" имеется проблема с резким изменением частоты в энергосистеме при изменении потока активной мощности. При резком изменении характеристик ветровых ресурсов (уровень турбулентности, скорость, плотность воздуха и др.) наблюдается резкое изменение частоты в энергосистеме, что вызывает срабатывание защит, действующих на отключение ВЭУ. На основании опыта эксплуатации можно сделать вывод о том, что существующая мощность ветровых генераторов чрезмерна, возникают сложности с работой в режиме минимальных нагрузок. Кроме этого, следует отметить, что в соответствии с п. 18 приказа Министерства энергетики Российской Федерации N 91 "Об утверждении требований к прогнозированию потребления и формированию балансов электрической энергии и мощности энергосистемы на календарный год и периоды в пределах года" от 11 февраля 2019 г. располагаемая мощность солнечных и ветровых электростанций в прогнозном балансе мощности энергосистемы должна приниматься равной нулю, следовательно, установка объектов ВИЭ решит проблему несоответствия нормативному резерву располагаемой мощности изолированного района.


Строительство электростанций, использующих в качестве основного топлива СПГ, также является нецелесообразным ввиду отсутствия газовой инфраструктуры (ее создание планируется вблизи пгт. Южно-Курильск), а также отсутствием морского порта для возможности осуществить доставку СПГ путем морского грузового сообщения. Следовательно, для создания станции на основе СПГ в энергорайоне "Головнино" потребуется создание транспортной инфраструктуры, организация систем приема, хранения и регазификации или строительство трубопровода протяженностью более 40 км в условиях сложного рельефа. Все эти ограничения делают развитие газовой инфраструктуры вблизи энергорайона "Головнино" сложнореализуемым и малоэффективным.


Таким образом, единственным вариантом, не противоречащим концепции достижение углеродной нейтральности Сахалинской области, остается присоединение энергорайона "Головнино" к "Южно-Курильскому энергорайону", на территории которого планируется развитие генерирующих мощностей.


Анализируя вышесказанное, можно выделить основные факторы, влияющие на модернизацию энергосистемы о. Кунашир: