СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПОЛАГАЕМОЙ МОЩНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТАНЦИЙ ЭНЕРГОРАЙОНА "ГОРНОЕ" В ПЕРИОД 2022 - 2035 ГГ. (ДЛЯ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ВАРИАНТА)
Показатели | 2021 г. факт | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2030 г. | 2035 г. |
Покрытие | ||||||||
Установленная мощность станций, МВт | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 |
в т.ч.: | ||||||||
ДЭС "Горное-1; -2" | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 |
Располагаемая мощность станций, МВт | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 |
в т.ч.: | ||||||||
ДЭС "Горное-1; -2" | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 | 2,52 |
Спрос | ||||||||
Максимум потребления, МВт | 1,15 | 1,4 | 1,4 | 1,756 | 1,816 | 1,875 | 1,935 | 1,994 |
Нормативный резерв мощности, МВт | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 |
Итого спрос (с учетом резерва), МВт | 1,78 | 2,03 | 2,03 | 2,386 | 2,446 | 2,505 | 2,565 | 2,624 |
Избыток (+)/дефицит (-) располагаемой мощности | 0,74 | 0,49 | 0,49 | 0,134 | 0,074 | 0,015 | -0,045 | -0,104 |
Таким образом, на основании прогнозного баланса электрической мощности энергорайона "Горное" можно сделать вывод о необходимости ввода дополнительных генерирующих мощностей в период до 2035 г. в объеме не менее 0,104 МВт. Данный энергорайон характеризуется дефицитом располагаемой мощности с учетом нормативного резерва, начиная с 2030 г. Несмотря на то, что до 2035 г. значение располагаемой мощности станций превышает прогнозируемое значение нагрузки, необходима разработка мероприятий, направленных на создание необходимого нормативного резерва мощности, реализацию которых рекомендуется осуществить в период не позднее 2030 г.
В соответствии с данными таблицы 3.2.3.1, можно сделать вывод о дефиците располагаемой мощности, прогнозируемом на территории "Курильского энергорайона", в период до 2035 г.
В качестве комплекса мероприятий по устранению дефицита располагаемой мощности предлагается:
1) строительство "Океанской ГеоТЭС-2" мощностью 5 МВт (с возможностью увеличения до 15 МВт). Предварительный срок реализации - II квартал 2024 г., будет уточнен после подписания концессионного соглашения;
2) увеличение мощности существующих ДЭС с. Китовое и с. Рейдово с переводом данных станций на СПГ (в связи с большей экологичностью данного вида топлива и перспективой развития газовой инфраструктуры на территории острова).
Согласно информации, приведенной в таблицах 3.2.3.2 - 3.2.3.5, в изолированных энергорайонах острова Итуруп (энергорайонах "Горячий Ключ", "Горное", "Буревестник" и "РПЦ Куйбышевский") в период до 2035 г. ожидается дефицит располагаемой мощности генерации. Увеличение мощности существующих ДЭС противоречит "Климатической программе Сахалинской области на период до 2025 года", утвержденной Губернатором Сахалинской области В.И.Лимаренко 23 ноября 2021 г., направленной на достижение углеродной нейтральности Сахалинской области, разработанной в рамках законопроекта о проведении на Сахалине углеродного эксперимента <20>. Следовательно, для устранения дефицита располагаемой мощности могут применяться следующие мероприятия:
________________
<20> В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 6 марта 2022 г. N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации".
- строительство электростанций, использующих в качестве основного топлива природный газ;
- строительством электростанций с использованием ВИЭ;
- присоединение изолированных энергорайонов к Курильскому.
В рамках научно-исследовательской работы "Разработка оптимальной схемы энергообеспечения потребителей о. Итуруп до 2030", выполненной в 2016 г. по заказу агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области, не была выявлена возможность строительства станций, функционирующих на основе ВИЭ, вблизи энергорайонов "Горячий Ключ", "Горное", "Буревестник" и "РПЦ Куйбышевский".
Строительство электростанций, использующих в качестве основного топлива СПГ, также является нецелесообразным ввиду отсутствия газовой инфраструктуры (ее создание планируется только вблизи "Курильского энергорайона"). Такое ограничение объясняется рельефом окружающей местности, а также отсутствием транспортной инфраструктуры (морской порт находится в районе г. Курильск). Рельеф береговой линии залива Касатка, на берегу которого находятся данные энергорайоны, создает дополнительные сложности в организации морского сообщения с данными населенными пунктами. Следовательно, для создания станции на основе СПГ в данных районах потребуется создание транспортной инфраструктуры, организация систем приема, хранения и регазификации или строительство трубопровода протяженностью более 30 км в условиях сложного рельефа. Все эти ограничения делают развитие газовой инфраструктуры вблизи энергорайона "Горячий Ключ" сложно реализуемым и мало эффективным.