ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 декабря 2021 года N 647-рп


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими на территории Белгородской области, на 2022 год

(с изменениями на 10 октября 2022 года)

(в ред. распоряжений Правительства Белгородской области от 06.06.2022 N 435-рп, от 10.10.2022 N 724-рп)




В целях реализации пункта 35 плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года N 2580-р:


1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими на территории Белгородской области, на 2022 год (далее - План мероприятий, прилагается).


2. Министерству социальной защиты населения и труда Белгородской области (Батанова Е.П.) совместно с ответственными исполнителями обеспечить реализацию Плана мероприятий.


(в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 06.06.2022 N 435-рп)


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Белгородской области - министра образования Белгородской области Милехина А.В.


(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 06.06.2022 N 435-рп)



Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ



Приложение



Утвержден
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 13 декабря 2021 г. N 647-рп



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2022 ГОД

(в ред. распоряжений Правительства Белгородской области от 06.06.2022 N 435-рп, от 10.10.2022 N 724-рп)




I. Общие положения


По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области на территории региона по состоянию на 1 января 2021 года число лиц старше трудоспособного возраста составило 423,7 тысячи человек, инвалидов старше 18 лет - 179,5 тысячи человек.


Продолжающийся процесс демографического старения населения ведет к увеличению в возрастном составе населения числа лиц старше трудоспособного возраста.


Доля лиц старше трудоспособного возраста в возрастной структуре населения составила на 1 января 2021 года 27,7 процента против 27,2 процента на 1 января 2020 года, то есть увеличилась на 0,5 процента.


В связи с этим в сфере социального обслуживания населения особое внимание уделяется данной категории граждан, развивается система социального и медицинского обслуживания, направленная на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, проживающих на территории Белгородской области (по месту регистрации, по месту пребывания) (далее - граждане пожилого возраста, инвалиды соответственно).


Гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывается первичная медико-санитарная и специализированная помощь, предоставляются различные социальные услуги, направленные на сохранение и улучшение их здоровья, повышение социального благополучия, создание условий для активного участия в жизни общества, а также защиту прав и интересов.


С целью повышения качества предоставления социальных услуг организована оптимальная сеть учреждений социального обслуживания, развиваются альтернативные формы ухода с применением стационарозамещающих технологий.


В системе социальной защиты населения области для граждан пожилого возраста и инвалидов функционирует 18 стационарных учреждений социального обслуживания, 22 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 многопрофильный центр реабилитации и 9 негосударственных поставщиков социальных услуг.


Для максимального продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях и обеспечения за ними долговременного ухода социальные услуги на дому с 2015 года предоставляются по многоуровневой системе социального обслуживания. Отличительным элементом системы является дифференцированный подход к предоставлению социальных услуг гражданам в зависимости от состояния их здоровья и степени нуждаемости в посторонней помощи.


Решение об уровне предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается по балльной системе на основании Карты оценки нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.


Частота посещений получателей социальных услуг социальным работником составляет: 1 уровень - 2 раза в неделю, 2 уровень - 3 раза в неделю, 3 уровень - 5 раз в неделю.


В 2019 году в целях обеспечения полноценного ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию, трехуровневая система социального обслуживания на дому расширена до шестиуровневой: 4 уровень "Долговременное сопровождение" - на обслуживании у социального работника на основании рекомендаций врача-гериатра ежедневно по будням находится 2 человека с посещением 5 раз в неделю; 5 уровень "Социальный паллиатив" - на обслуживании у социального работника на основании рекомендаций врача-специалиста по профилю заболевания находится 1 человек с посещением 5 раз в неделю; 6 уровень "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" - помощника-гражданина, изъявившего желание осуществлять уход, в комплексном центре оформляют на должность социального работника из расчета 0,25 ставки за 1 подопечного.


Ежемесячный предельный уровень платы для получателя социальных услуг за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с уровнем социального обслуживания, установленным на основании дифференцированного подхода к оценке состояния здоровья получателей социальных услуг, составляет: 1 уровень - 554 рубля (оказано 36 услуг); 2 уровень - 738,5 рубля (68 услуг); 3 уровень - 1200 рублей (150 услуг); 4 уровень - 2500 рублей (230 услуг); 5 уровень - 5000 рублей (390 услуг); 6 уровень - 1200 рублей (510 услуг).


В рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" в комплексных центрах внедряются альтернативные формы ухода: "Помощник по уходу (сиделка)", "Детский сад для пожилых", "Сбалансированное социальное обслуживание на дому - "Санаторий на дому", "Тревожная кнопка".


"Помощник по уходу (сиделка)" - технология создана в целях удовлетворения потребностей в социальных услугах отдельных категорий граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении на дому. В обязанности сиделок входит оказание медико-социальных и социально-гигиенических услуг, в том числе смена нательного, постельного белья, памперсов, кормление, обеспечение приема лекарств в соответствии с назначением врача, обтирание, обмывание, обработка пролежней, наблюдение за состоянием здоровья.


Технология сбалансированного социального обслуживания "Санаторий на дому" предусматривает получение пожилыми гражданами и инвалидами в домашних условиях врачебной помощи и реабилитационных процедур (физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж, фитотерапия), обеспечивает целенаправленный подход в реализации задач реабилитации. Основной задачей технологии "Санаторий на дому" является оздоровление лиц пожилого возраста и инвалидов, восстановление сил, бодрости, улучшения настроения и жизненного тонуса.


Технология "Детский сад для пожилых" обеспечивает организацию временного пребывания пожилых людей в дневное время (от 2 до 8 часов) и направлена на преодоление негативного психологического состояния, социальной изоляции, раскрытие личностного потенциала, повышение социальной активности. В рамках межведомственного взаимодействия пожилым людям предоставляются социально-бытовые, социально-педагогические, социально-психологические услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.


"Тревожная кнопка" - устройство экстренного электронного вызова, обеспечивающее пожилых граждан и инвалидов в течение 24 часов в сутки необходимой экстренной помощью посредством осуществления автоматического вызова оператора и непрерывного двустороннего голосового соединения в режиме громкой связи.


Социальный эффект внедряемых стационарозамещающих технологий заключается в обеспечении возможности получения квалифицированной помощи и поддержки по месту жительства без госпитализации и улучшении в связи с этим качества жизни пожилых людей.


В процессе работы с пожилыми людьми и инвалидами выявлен повышенный спрос на услуги сиделок, санатория на дому и временного дневного пребывания.


Вместе с тем, существующее финансирование не покрывает потребность в предоставлении услуг в полном объеме, требуется введение дополнительных ставок в учреждениях социального обслуживания, а также организация деятельности стационарных учреждений для лиц IV группы нуждаемости.


Для получения новых навыков и знаний с 2011 года осуществляется непрерывный процесс обучения. Специалисты организаций социального обслуживания регулярно проходят курсы повышения квалификации и переподготовки в НИУ "БелГУ", Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" по программам "Основы долговременного ухода", "Основные гериатрические синдромы", "Основы медицинских знаний для социальных работников с уходом за пожилыми людьми".


Благодаря совместному сотрудничеству с научно-исследовательскими институтами и центрами, в том числе с АНО "Научно-исследовательский центр "Геронтология", в 2019 году изданы методические рекомендации "Основы общего и специализированного ухода в системе долговременного ухода", в 2020 году - учебно-методическое пособие "Социальная паллиативная помощь: методология и практическая реализация в системе долговременного сопровождения", в 2021 году - методические пособие "Внедрение стационарозамещающих технологий на примере реализации проекта "Развитие системы семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами "Приемная семья" на территории Белгородской области".


В рамках проводимой работы в Белгородской области создана основа для внедрения системы долговременного ухода, в то же время из-за отсутствия системного подхода данные меры носят разрозненный характер и недостаточно эффективны.


Для оказания современной помощи гражданам пожилого возраста необходимо взаимодействие врача, медицинской сестры, социального работника, волонтера, родственников и самого пожилого.


Реализация настоящего Плана позволит систематизировать в Белгородской области предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг в области долговременного ухода, включающего поддержку семейного ухода, социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок и патронажа (далее - долговременный уход).


Долговременный уход призван поддержать нуждающегося, обеспечив ему достойное качество жизни независимо от диагноза, тяжести состояния и прогноза на будущее.


В мероприятиях в области долговременного ухода участвуют:


- министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области (далее - министерство соцзащиты);


- министерство здравоохранения Белгородской области (далее - министерство здравоохранения);


- 7 комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных образований Белгородской области;


- 1 стационарное учреждение социального обслуживания населения Белгородской области;


- 7 медицинских организаций государственной системы здравоохранения Белгородской области, подведомственных департаменту здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, в том числе гериатрическую медицинскую помощь (далее - медицинские организации);


- негосударственные организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам.


Реализация Плана мероприятий ("дорожная карта") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими на территории Белгородской области, на 2022 год (далее - План мероприятий) позволит обеспечить:


- организацию порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания при создании системы долговременного ухода, включая модификацию и настройку программного обеспечения для учета граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе (далее - программное обеспечение);


- унификацию критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, в целях наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных и медицинских услугах в области долговременного ухода;


- разработку порядка выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе, и признания граждан пожилого возраста и инвалидов нуждающимися в уходе;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»