АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2022 года N 494-па


Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Курской области на период до 2030 года

(с изменениями на 25 апреля 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 15.07.2022 N 800-па, от 03.10.2022 N 1094-па, постановлений Правительства Курской области от 30.10.2023 N 1126-пп, от 25.04.2024 N 328-пп)




В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р Администрация Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи Курской области на период до 2030 года.


2. Комитету по труду и занятости населения Курской области разместить Долгосрочную программу содействия занятости молодежи Курской области на период до 2030 года на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.



Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 29 апреля 2022 г. N 494-па



ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 15.07.2022 N 800-па, от 03.10.2022 N 1094-па, постановлений Правительства Курской области от 30.10.2023 N 1126-пп, от 25.04.2024 N 328-пп)




I. Общие положения


Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.


Содействие занятости молодежи реализуется на основе:


системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;


создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;


реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;


совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;


совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.


Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Курской области на период до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.



II. Положение молодежи на рынке труда Курской области


Общая численность молодежи в возрасте 15 - 29 лет по Курской области на 01.01.2021 составила 164,3 тыс. человек (27,5% трудоспособного населения), в том числе 118,0 тыс. человек в городах и 46,3 - в сельской местности. По гендерному признаку (соотношение мужчин и женщин) распределение молодежи приблизительно одинаковое (83,2 и 81,1 тыс. человек соответственно).


Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет в последние годы характеризуется тенденцией к снижению. Так, уровень занятости молодежи в возрастной категории 20 - 29 лет с 2017 года по 2020 год сократился со значения показателя 75,0% до 67,2%. Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 19 лет снизился с 3,9% до 2,5%. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, молодые люди после окончания школы стремятся продолжить обучение в образовательных организациях профессионального образования либо высших учебных заведениях. Негативное влияние на процесс трудоустройства молодежи в 2020 - 2021 годах оказало введение ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.


В условиях сокращения числа молодежи (с 2017 по 2020 гг. количество молодежи снизилось на 16,3 тыс. человек) и роста социальной нагрузки на нее решение вопроса трудоустройства молодежи является особенно важным. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением. Однако из-за низкой конкурентоспособности на рынке труда определенная ее часть становится безработной или осуществляет свою деятельность в неформальном секторе экономики. По итогам 2020 года численность занятых в неформальном секторе среди молодежи составила 16,8 тыс. человек.


Уровень безработицы молодежи остается наиболее высоким в возрасте 15 - 19 лет (в 2017 - 2020 годах он более чем в 8 раз - 3,3 раза соответственно превышал среднеобластной уровень безработицы населения). Уровень безработицы в возрастной группе 20 - 29 лет в 2020 году достиг 9,9% и увеличился по отношению к 2019 году на 2,8 п.п. (7,1%) и на 1,7 п.п. к 2018 году (8,2%). Если высокое значение показателя в возрасте 15 - 19 лет объясняется, в основном, отсутствием образования (или его должного уровня), то в возрасте 20 - 29 лет - невозможностью подобрать рабочее место из-за отсутствия практического опыта работы по специальности. Статистика регистрируемого рынка труда Курской области показывает осложнение ситуации с молодежной безработицей в период пандемии (COVID-19). Так в 2020 году возросла доля молодежи 20 - 29 лет в структуре зарегистрированных безработных (таблица 1).



Таблица 1


Доля безработной молодежи в структуре зарегистрированных безработных

Год

16 - 19, %

20 - 24, %

25 - 29, %

2017

1,3

7,8

9,3

2018

1,1

6,5

8,5

2019

1,05

6,3

8,0

2020

0,8

8,4

12,9

2021

0,95

6,4

8,4


В результате восстановления регионального рынка труда (в том числе под влиянием комплекса государственных мер поддержки) в 2021 году доля безработной молодежи в возрасте 20 - 29 лет стала уменьшаться, но на уровень 2019 года так и не вышла, то есть доля безработной молодежи в возрасте 20 - 24 лет и 25 - 29 лет в 2021 году составила 6,4% и 8,4% соответственно, а в 2019 году значение данного показателя - 6,3% и 8,0% соответственно.


К основным причинам, влияющим на безработицу среди молодежи, можно отнести:


отсутствие у молодых людей достаточного практического опыта при выходе на рынок труда;


несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым работодателями;


отсутствие у части незанятой молодежи профессионального образования или подготовки;


отсутствие баланса между спросом и предложением, вызванным колебанием трудовой ориентации молодых людей при выборе будущей профессии;


несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда.


Разрешить проблему молодежной безработицы возможно посредством формирования приоритетных направлений, обеспечивающих повышение занятости молодого поколения, таких как: получение качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, увеличение доли реального практического обучения на конкретных местах, развитие молодежного предпринимательства и самозанятости.



III. Основные цели и задачи Программы

(в ред. постановления Правительства Курской области от 25.04.2024 N 328-пп)



Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.


Основными задачами Программы являются:


содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет);


содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы);


организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";


развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России");


содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, определение понятия "наставник" и порядка осуществления наставничества, мониторинг уровня безработицы молодежи, проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи).


В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.



IV. Этапы реализации Программы


Программа разработана на период до 2030 года.


Первый этап реализации программы запланирован на 2022 - 2024 годы. В рамках данного этапа предусматривается:


использование отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;


реализация профориентационных мероприятий;


совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования и высшего образования;


реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи, и другие мероприятия.


Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.


Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.



V. Механизмы реализации и система управления Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»