____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании постановления правительства ЕАО от 22.12.2022 N 545-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области" на 2021 - 2024 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 25.11.2020 N 454-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области" на 2021 - 2024 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2021 - 2024 ГОДЫ
Наименование государственной программы | "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области" |
Участники государственной программы | Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области; департамент по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области; департамент культуры правительства Еврейской автономной области; департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области; областные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области; муниципальное образование "Город Биробиджан" (по согласованию); ОГБУ "Служба заказчика (застройщика) в Еврейской автономной области" |
Структура государственной программы: подпрограммы (в том числе ведомственные целевые программы) | Подпрограмма 1 "Модернизация системы социального обслуживания населения". Подпрограмма 2 "Старшее поколение". Подпрограмма 3 "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе". Подпрограмма 4 "Предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан" |
Цели государственной программы | Повышение доступности социального обслуживания населения |
Задачи государственной программы | 1. Обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг. 2. Повышение в Еврейской автономной области качества жизни пожилых людей и уровня доступности для них среды жизнедеятельности. 3. Повышение качества жизни и самореализации детей-инвалидов, внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами и их семьями. 4. Повышение уровня социальной поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Перечень показателей (индикаторов) государственной программы приводится в таблице 1 |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2021 - 2024 годы |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы, в том числе по годам | Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за 2021 - 2024 годы: всего - 3669091,05 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 3131500,90 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 864135,90 тыс. рублей; 2022 год - 796447,20 тыс. рублей; 2023 год - 734988,90 тыс. рублей; 2024 год - 735928,90 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета <*> - 537575,34 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 162036,44 тыс. рублей; 2022 год - 157247,50 тыс. рублей; 2023 год - 163687,40 тыс. рублей; 2024 год - 54604,00 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 14,81 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 14,81 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Удовлетворение потребности в социальном обслуживании 100 процентов граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, обратившихся за социальным обслуживанием |
________________
* Подлежит ежегодному уточнению при утверждении федерального бюджета.
Социальное обслуживание населения в Еврейской автономной области представляет собой систематическую деятельность учреждений социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи (в том числе срочной помощи) жителям Еврейской автономной области в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Социальное обслуживание населения в Еврейской автономной области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который существенно изменил порядок предоставления социальных услуг и дополнительно ввел систему социального сопровождения - содействие гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанной на межведомственном взаимодействии структур и организаций.
Порядок предоставления социальных услуг на территории Еврейской автономной области регламентируется вышеназванным Федеральным законом и законом Еврейской автономной области от 29.10.2014 N 594-ОЗ "О некоторых вопросах социального обслуживания в Еврейской автономной области", Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.10.2014 N 558-пп "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области" (вместе с "Наименованиями и стандартами социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области", "Наименованиями и стандартами социальных услуг в форме стационарного и полустационарного социального обслуживания, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Еврейской автономной области").
Социальное обслуживание населения реализуется путем предоставления широкого спектра социальных услуг и организации социального сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми-инвалидами и других граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
В Еврейской автономной области проживают более 31,9 тыс. граждан пожилого возраста, т.е. 20,8 процента населения Еврейской автономной области, более 13,2 тыс. инвалидов, в том числе 750 детей-инвалидов, более 300 семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Это основные категории граждан, которые являются потенциальными получателями различных социальных услуг.
В областных стационарных учреждениях социального обслуживания ежегодно получают социальные услуги 822 гражданина, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. В областном государственном бюджетном учреждении "Биробиджанский психоневрологический интернат" (далее - ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат"), областном государственном бюджетном учреждении "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - ОГБУ "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"), областном государственном бюджетном учреждении "Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), областном государственном бюджетном учреждении "Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), областном государственном бюджетном учреждении "Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ОГБУ "Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов") обеспечиваются соответствующие условия жизнедеятельности граждан, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
В форме социального обслуживания на дому услуги оказываются областным государственным бюджетным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" (далее - ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области"), имеющим филиалы в четырех районах Еврейской автономной области. Социальные работники предоставляют услуги более 4500 пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в Еврейской автономной области, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей людей.
В отделениях "Специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых) N 1" и "Специальный дом для одиноких граждан пожилого возраста (престарелых) N 2" ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" проживают и получают социальные услуги 107 человек.
В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - ОГБУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних") состоят на учете и при необходимости получают помощь квалифицированных специалистов:
- 300 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в которых воспитываются 750 несовершеннолетних;
- 683 семьи, воспитывающих 505 детей-инвалидов.
Качество функционирования многопрофильной сети учреждений социального обслуживания всецело зависит от проведения мероприятий по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания, квалификации сотрудников и наличия в штате учреждения узкопрофильных специалистов, внедрения новых технологий работы и расширения спектра социальных технологий.
Все эти направления работы входят в настоящую государственную программу Еврейской автономной области "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области" (далее - Госпрограмма).
Во всех областных учреждениях социального обслуживания обеспечены условия безопасного проживания получателей социальных услуг. Ежегодно проводится текущий ремонт зданий и сооружений социального обслуживания Еврейской автономной области, оснащенность учреждений помещениями и оборудованием, необходимыми для качественного оказания социальных услуг, соответствует установленным социальным нормам.
С целью контроля качества оказания социальных услуг нуждающимся гражданам, определения перспектив дальнейшего развития и совершенствования в системе социального обслуживания населения действует многоуровневый мониторинг качества предоставляемых социальных услуг с участием общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями социального обслуживания.
В целях развития конкуренции на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания принимаются меры по организации доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в т.ч. оказывается методическая помощь социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) по вопросам разъяснения порядка включения в реестр поставщиков социальных услуг, предоставления субсидий на возмещение затрат при получении у них гражданином социальных услуг. В реестр поставщиков социальных услуг включено 6 негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, что составляет 46,1 процента от общего количества поставщиков социальных услуг, включенных в указанный реестр.
Одним из ключевых вопросов государственной социальной политики в Российской Федерации является политика в отношении граждан пожилого возраста. С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствования их образа жизни в 2016 году утверждены Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также План мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации первого этапа указанной Стратегии.
С целью повышения продолжительности жизни граждан пожилого возраста разработан Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающий сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, а также поддержку семейного ухода за гражданами старшего поколения.
Повышение качества жизни пожилых людей и уровня доступности для них среды жизнедеятельности является важным направлением Госпрограммы.
Обеспечение благополучного и безопасного детства, защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики безнадзорности, оказание ранней помощи детям, в том числе детям с инвалидностью, - это основные мероприятия, проводимые в рамках Госпрограммы, в том числе в виде организации социальной работы с семьей и детьми учреждениями социального обслуживания и в виде отдельных мероприятий, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг, внедрения новых методик и технологий работы.
Для реализации демографической и семейной политики необходимо принять меры по укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейных отношений, формированию в обществе мотивации на создание полной семьи, ориентации на расширенное демографическое воспроизводство.
Решение проблем детей с инвалидностью требует объединения усилий как государственных, так и общественных структур, а также принятия первоочередных мер, направленных на оказание ранней помощи детям с применением инновационных технологий, социализацию и интеграцию семей с детьми-инвалидами в общество.
В прогнозируемом периоде (2021 - 2024 годы) потребность граждан в социальном обслуживании сохранится, в том числе вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:
а) материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности части населения;
б) социальное неблагополучие, связанное с социальным сиротством;
в) физическое неблагополучие, связанное со старением населения и инвалидностью.
В результате можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения - возрастания потребности в социальном обслуживании граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Госпрограммы определены исходя из Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп, распоряжения правительства Еврейской автономной области от 12.07.2019 N 248-рп "Об утверждении Плана мероприятий Еврейской автономной области по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года".
К приоритетным направлениям социальной политики Еврейской автономной области, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены в том числе: