ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2010 года N 333-ПП
Об организации работ по переходу городского хозяйства
Москвы на энергоэффективные технологии в условиях
климатических изменений
____________________________________________________________________
Утратило силу с 17 сентября 2012 года на основании
постановления Правительства Москвы от 28 августа 2012 года N 442-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства" и в целях организации в опережающем порядке перехода городского хозяйства Москвы на энергоэффективные технологии, обеспечивающие рациональный расход энергоресурсов и сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Правительство Москвы
постановляет:
1. Признать необходимость разработки мероприятий по адаптации городского хозяйства Москвы к климатическим изменениям с учетом информации Гидрометеобюро по Москве и Московской области о климатических изменениях в Московском регионе (приложение 1).
2. Одобрить Концепцию информационно-просветительской кампании "Одной тонной меньше" (приложение 2).
3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы в первом полугодии 2010 года обеспечить разработку методологии проведения оценки экономических последствий климатических изменений для городского хозяйства Москвы.
4. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в III квартале года, предшествующего году реализации:
4.1. Обеспечить подготовку перечня мероприятий (технологий), направленных на повышение эффективности городского хозяйства в условиях климатических изменений, в соответствии с Городской целевой программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 года N 1012-ПП, и снижение связанных с этим коммунальных расходов.
4.2. После выполнения пункта 4.1 настоящего постановления обеспечить внесение изменений в технологические карты производственной деятельности по направлениям городского хозяйства Москвы, учитывающим климатические изменения.
5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы:
5.1. Осуществить функции государственного заказчика на создание электронной версии Атласа наилучших существующих технологий города Москвы. Ежегодное обновление Атласа наилучших существующих технологий города Москвы обеспечить, начиная со второго полугодия 2011 года, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год по бюджетной смете на содержание Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
5.2. Совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы до конца 2010 года обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на создание электронной версии Атласа наилучших существующих технологий города Москвы для нужд городского хозяйства за счет средств Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009-2011 годы с учетом технологий, включенных в Атлас современных природоохранных технологий города Москвы, разработанный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства".
6. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
6.1. Осуществить функции государственного заказчика на создание и ведение интернет-сайта "Одной тонной меньше" по результатам выполнения пункта 8 настоящего постановления.
Ежегодное ведение интернет-сайта обеспечить, начиная со второго полугодия 2011 года, за счет и в пределах средств бюджета города Москвы, предусмотренных Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по статье "Другие вопросы в области охраны окружающей среды".
6.2. В III квартале 2010 года обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на создание интернет-сайта "Одной тонной меньше" за счет и в пределах средств бюджета города Москвы, предусмотренных Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по подразделу 0410 "Связь и информатика" целевой статьи Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)" в размере 1200000 руб.
6.3. Организовать в III квартале 2010 года работу интернет-сайта "Одной тонной меньше" с учетом международного опыта и в целях привлечения жителей города Москвы к работе по адаптации к изменению климата.
6.4. Совместно с Департаментом образования города Москвы во втором полугодии 2010 года организовать конкурс среди московских школьников на лучшую работу (проект), направленную на экономию энергоресурсов, воды, тепла.
6.5. В IV квартале 2010 года разработать предложения по организации системы мониторинга экологической эффективности в условиях изменения климата в рамках городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года".
7. Расходы, предусмотренные в пункте 6.2 настоящего постановления, осуществить за счет остатка средств, образовавшегося в бюджете города Москвы на 1 января 2010 года, с последующим внесением изменений в закон города Москвы об уточнении бюджета города Москвы на 2010 год.
8. Управлению информатизации города Москвы во втором полугодии 2010 года на основании пункта 6.1 настоящего постановления внести соответствующие изменения в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 709-ПП "О Городской целевой программе "Электронная Москва (2009-2011 годы)" и учесть указанные изменения при подготовке плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2010 год.
9. Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в 2010 году по мере подготовки реестра инновационной технологии (продукции) субъектов малого и среднего предпринимательства представлять в Департамент науки и промышленной политики города Москвы информацию о перспективных разработках производства товаров, выполнения работ и оказания услуг по форме согласно приложению 3 к настоящему постановлению и ежегодно в IV квартале, начиная с 2011 года, направлять информацию о разработках текущего года для включения в Атлас наилучших существующих технологий города Москвы.
10. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы, руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы:
10.1. В IV квартале 2010 года представить в Департамент науки и промышленной политики города Москвы перечень инновационных технологий (продукции) по форме согласно приложению 3 к настоящему постановлению для включения в Атлас наилучших существующих технологий города Москвы для использования в отраслях городского хозяйства в целях повышения энергетической и экологической эффективности при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в городе Москве.
10.2. Ежегодно в IV квартале, начиная с 2011 года, представлять в Департамент науки и промышленной политики города Москвы предложения для дополнительного внесения инновационных технологий (продукций) в Атлас наилучших существующих технологий города Москвы.
11. Государственным заказчикам города Москвы с 1 января 2012 года при размещении государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг включать в техническое задание показатель энергоэффективности с учетом соответствующего показателя технологии, включенного в Атлас наилучших существующих технологий города Москвы, а также с учетом показателей, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
12. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
12.1. В IV квартале 2010 года подготовить в установленном порядке законопроектные предложения, предусматривающие изменения Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части:
- установления экономических механизмов, стимулирующих организации на внедрение энергоэффективных технологий, выработки и использования альтернативных источников энергии (налоговые льготы, снижение налоговой ставки, субвенции организациям за счет бюджета субъекта Российской Федерации и субвенции субъекту Российской Федерации для организации данной работы, льготное кредитование);
- предоставления права субъекту Российской Федерации для определения уровня энергоэффективности производства товаров, работ и услуг в отраслях городского хозяйства;
- предоставления права субъекту Российской Федерации для введения требования об обязательном экологическом и энергетическом обследовании организаций, претендующих на государственную поддержку;
- предоставления сведений о внедрении новых технологий (наилучших существующих технологий), изложенных в отчетах предприятий;
- распространения энергосервисных контрактов на проводимые работы по экономии воды.
12.2. В IV квартале 2010 года подготовить и в установленном порядке представить в Правительство Москвы предложения по внесению изменений в Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" в целях совершенствования правового регулирования вопросов повышения энергетической и экологической эффективности городского хозяйства в части:
- закрепления в городских программах задания по переходу на более высокие классы энергоэффективности при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг с обязательным определением источников финансирования;
- проведения ежегодного расчета энергоемкости производства валового регионального продукта (ВРП) с учетом планового уровня снижения энергопотребления в разрезе отраслей;
- введения требования о подготовке мероприятий по энергосбережению и оценке энергоэффективности при разработке программ комплексного развития и/или реконструкции промышленных зон;
- установления поэтапного запрета на использование отдельных энергетически неэффективных технологий и оборудования;
- создания системы пропаганды и информирования о повышении энергоэффективности отраслей городского хозяйства.
13. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы обеспечить подготовку:
- в III квартале 2010 года предложений по участию известных людей в информационно-просветительской кампании "Одной тонной меньше" для продвижения ее на телевидении и в средствах массовой информации;
- в III квартале 2010 года перечня мероприятий, направленных на снижение социальных последствий изменения климата в городе Москве.
14. Департаменту образования города Москвы обеспечить участие обучающихся, воспитанников и студентов подведомственных образовательных учреждений в работе интернет-сайта "Одной тонной меньше".
15. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать информационную поддержку на телевидении и в печатных средствах массовой информации информационно-просветительской кампании "Одной тонной меньше" для привлечения населения к реализации мероприятий по адаптации к климатическим изменениям.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2010 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Информация Гидрометеобюро по Москве и Московской области о климатических изменениях в Московском регионе
Адаптация к изменению климата - это приспособление природных и антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие изменений климата, а также его последствий, которое позволяет снизить ущерб и использовать благоприятные возможности.
Согласно Оценочному докладу Росгидромета, климат России изменился сильнее (на 0,76°С), чем климат Земли в целом, причем на Европейской территории нашей страны произошли самые значительные изменения. Наибольшая скорость изменений наблюдалась в конце XX - начале XXI века. При этом в Москве климатические изменения проявляются весьма ярко.
В целом климат Москвы умеренно-континентальный. На климат города оказывает влияние географическое положение в зоне умеренного климата в центре Восточно-Европейской равнины, что позволяет свободно распространяться волнам тепла и холода. Отсутствие крупных водоемов способствует довольно большим колебаниям температуры. Москва также испытывает влияние Гольфстрима, выражающееся атлантическими и средиземноморскими циклонами, обеспечивающими относительно высокую температуру в зимний период по сравнению с другими населенными пунктами, расположенными восточнее на той же широте.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в Москве наблюдаются климатические изменения. Если в период 1961-1990 годов среднегодовая температура возросла до 5,0°С, а среднемесячные температуры в июле до 18,4°С, то в период 2000-2009 годов эти показатели достигли 6,7°С и 20,9°С соответственно (табл.1).
Среднемесячная температура воздуха в период 1961-1990 годов, 2000-2005 годов и изменение среднемесячных температур за последние 6 лет
Месяц | 1961-1990 годы | 2000-2009 годы | Т,°С |
1 | -9,4 | -5,2 | 4,2 (3,4)* |
2 | -7,7 | -5,6 | 2,1 (1,0) |
3 | -2,2 | -1,1 | 1,1 |
4 | 5,8 | 8,1 | 2,3 |
5 | 13,3 | 13,3 | 0,0 |
6 | 16,8 | 15,9 | -0,8 |
7 | 18,4 | 20,9 | 2,6 |
8 | 16,7 | 17,7 | 1,1 |
9 | 11,1 | 12,3 | 1,2 |
10 | 4,9 | 5,7 | 0,8 |
11 | -1,4 | -0,1 | 1,3 |
12 | -6,2 | -5,7 | 0,5 |
Год | 5,0 | 6,3 | 1,3 (1,2) |
________________
* В скобках приведены результаты с учетом необычно холодных января и февраля 2006 года.
Сезонное потепление зимой больше, чем летом. Так, разница температур в среднем за три зимних месяца составила 2,2°С, а за три летних месяца 0,9°С. Это, конечно, не означает, что потепление и дальше будет продолжаться такими же темпами. Однако сам факт быстрого роста температур за период 2000-2009 годов заслуживает серьезного внимания, в том числе и в контексте влияния температурных аномалий на здоровье населения.